Приложение 8.
«Время сейчас такое...»
(о «тайне русского времени»)
1.
О «времени» в России говорят привычно много. Привычно звучат такие выражения, как «время сейчас такое», «раньше было одно время, сейчас оно другое», «дух времени», «времена изменились» и т. д.
Отступ. 1.
Актриса Ирина Муравьева (статья «Ирина Муравьева ушла в религию?», газета «Комсомольская правда», 25 июля 2003 года): «Сейчас дух времени такой… погубляющий…корня нет!».
Но время — величина физическая. Как оно может меняться?
Ясно, что когда люди говорят о времени, они говорят о другом. О чем конкретно?
Понятно, что речь идет о «власти». Ведь «власть» обычно меняется, не время.
А что это такое — «власть»?
Это меньшинство, которое управляет большинством. И оно управляется им всегда.
Другое дело, какое это меньшинство.
Оно может быть дурным и хорошим, ответственным и нет, или, говоря языком классической политологии, олигархическим (меньшинство «немногих» и худших) или аристократическим (меньшинство «немногих» и лучших).
То есть, сменилось правящее меньшинство.
Прежде оно было социальным — пусть и по-партийному социальным, а ныне оно — объективно асоциальное, олигархическое.
Это изменилось в России — не время, а правящее меньшинство.
2.
Это меньшинство сменилось, и те же самые русские массовые люди стали другими — он изменились тоже. Прежде они был такими, а сейчас они другие.
Почему?
Потому что они подобны камбале — на какой фон их поместили, такую окраску они и приобретают.
Они ведут себя соответственно тем правилам, которые им диктует правящее меньшинство. И при этом они говорят: «Время нынче такое — иначе нельзя».
Почему так?
Потому что русский массовый человек таков — переменчив. А переменчив он потому, что он асоциален. То есть, его мораль (культуру) определяет не его общество (которого нет) и не его личная мораль (которая без общества невозможна).
Его мораль (поведение) определяет лишь внешний фактор, который называется «властью».
А сам этот человек — лишь исходный материал.
Каким он будет, решает тот, кто этот материал «обрабатывает».
Отступ. 2.
Из «Окаянных дней» Бунина (запись от 20 апреля): «...Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом — Чудь, Меря. Но и в том, и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона» — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев».
Кстати, видимо, этим бунинским образом воспользовался директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон, который назвал свою книгу «про Россию» (1966) так — «Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры». Там он писал о главных чертах «русского национального характера» (то есть, русского массового характера).
«Время» — это правящее меньшинство.
В этом вся тайна изменившегося русского «времени».
3.
Отсюда и выводы (и очевидные).
«Время нынче такое...» — в смысле, не нравится оно?
Значит, дело не во времени, а... Тут уж, как пишут, «см. выше».
Во всех смыслах этого расхожего выражения.
|