ЧАСТЬ 13.
МАЛОЕ ОБЩЕСТВО: ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ И ИМЕНУЕТ
Глава 5.
В чем состоит «особый путь России»
1.
Об этом «особом пути» в России спорят годами.
Одни говорят, что такого пути не быть не может и не должно, что это выдумка, что об этом пути говорят лишь те, кто не хочет, чтобы Россия стала цивилизованной страной.
Другие говорят, что этот путь вовсе не выдумка, а необходимость, что это единственный способ сохранить то, что они называют «русской цивилизацией».
Кто тут прав?
Правы все и все неправы.
Потому что спор этот — ложный.
Он ложный потому, что цель тут путают с движением («путем») к ней. А способ достижения этой цели у России, действительно, отличен от того, какой существует в остальной Европе. Но этот способ достижения цели ей не противоречит — он с ней полностью совпадает.
Но об этой цели и об этом пути надо, конечно, сказать подробнее — надо пояснить.
2.
Можно ли сказать, что у России особая цель?
Нет, конечно. Объективно цель у всех одна — это общество, нормальное, благоустроенное общество. И никакой «особой цели» у России, конечно, объективно нет.
Можно ли сказать, что путь к этой общей для всех цели у России такой же, как и прочих «цивилизованных стран»?
Нет, он таким объективно быть не может.
Хотя бы потому, что собственно общество у «цивилизованных стран» есть (они заняты лишь его совершенствованием), а в России его нет вовсе.
Хотя бы потому, что история русской Европы (а Россия — это Европа, конечно) в корне отлична от истории остальной Европы (вспомним ордынское «иго»). И русская история (вспомним Пушкина) «требует другой мысли, другой формулы», нежели история западноевропейская история. А история формирует настоящее — какова история страны, таково и её настоящее. Это очевидно.
Потому и русское настоящее требует «другой формулы», нежели настоящее Западной Европы. Это тоже очевидно.
Потому и путь к обществу у России просто не может не быть особым.
Общество тут само сложится и не может, и само оно не сложится уже никогда - нет для этого времени.
Общество надо буквально строить. И строить его можно только так, как это только и можно делать — в виде русского Малого общества, общества как общественной организации.
Это и есть особый путь России — он тут буквально и неизбежен, и объективен.
Никакого иного пути тут просто нет и быть не может.
Так что, особый путь России вовсе не выдумка — это и реальность, и объективная необходимость.
Имя этого пути — Малое общество как Партия. Или Партия как Малое общество. Суть одна.
А цель у этого пути, конечно, такая же, как и всех прочих — сильное общество, сильное «государство» (Республика).
3.
А всё это (и общество, и Республика) станет реальностью, если будет реальностью русское Малое общество.
Это и есть собственно «рабочая цель» русского особого пути — Малое общество.
Это есть условие и общества, и государства — условие необходимое и достаточное.
И русская «рабочая цель», цель. Теоретически, промежуточная, этапная есть да-факто и цель конечная, потому что наличие Малого общества равно наличию и собственно общества, и собственно "государства" (Республики).
Так что тут никакого противоречия тут нет ни с чем — ни с целью развития «цивилизованных стран» (строится благоустроенное общество), ни с собственно русским средством её достижения — русским «особым путем», который есть процесс строительства русского Малого общества.
Так что, русская цель — равна общей цели (никакой аномальной «особости»).
Так что русская цель равна русскому средству (никакого «противоречия между средством и целью).
Всё логично, всё так, как и должно быть.
И спорить тут совершенно незачем и не о чем.
|