ПРИЛОЖЕНИЯ К КНИГЕ
ЧАСТЬ-ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ОРДЫНСТВО: И ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ
Глава-приложение 6.
Почему немцы «стучат»
1.
"Стучат".
Так говорят многие русские о поведении западноевропейцев вообще и немцев в частности. Имеется в виду, что немцы, например, сообщают в свою полицию о преступлениях своих сограждан, вплоть до самых, казалось, ничтожных их прегрешений, вроде пустой сигаретной пачки, брошенной из машины на автобан.
Для немцев такое поведение нормально и морально.
Для русских иначе — оно их крайне удивляет, возмущает, кажется ненормальным и аморальным. Они говорят, что немцы «стучат». Тем самым они говорят, что немцы, вроде бы, и не совсем «хорошие» люди. Ведь «стучат»? «Стучат». А «стучать», как знает каждый русский еще со школьного возраста, нехорошо.
А немцы, в свою очередь крайне удивляются русским — их удивлению. И их поведению, конечно. И немцы иногда даже говорят о русской «склонности к нарушению законов», что, по их мнению, очень нехорошо.
Налицо взаимное и полное непонимание.
Люди говорят на разных языках, думают в разных форматах.
2.
В чем тут дело?
Дело в том, что тут мы имеем дело с принципиально разными правовыми культурами.
В этом всё дело.
Для немца никакого «стука» нет и быть не может.
«Стучать», как известно, может только заключенный на своих товарищей по тюремной камере или лагерю. А немцы себя заключенными не считают, и к законности относятся совершенно иначе. Просто это их законы — законы их общества. И к ним они относятся соответственно: они считают, что эти законы должны соблюдать все члены общества, все члены общества должны следить за их соблюдением.
То есть, это вовсе не «стук» — это наведение порядка в своем собственном доме.
У массовых русских — иное отношение к законам. И понятно, почему.
Потому что это не их законы — это не суть законы их общества (отсутствующего).
Это законы Олигархии — законы Немногих, которые диктуют свою волю Многим.
Роль Немногих здесь сродни роли коллективного тюремщика, роль Многих («населения») здесь подобна роли массового заключенного.
Потому русские массовые люди относятся в «своим» законам иначе.
Это — законы «начальства», в нарушении которых особенного греха нет.
Потому эти люди относятся иначе к тем, кто помогает администрации обеспечивать её законность — про них говорят, что они «стучат», и их, соответственно, не любят.
3.
Потому и отношение к слугам закона (полиции и милиции) в России и остальной Европе — разное.
Там они суть слуги общества — и отношения к ним соответствующее. Им, скажем, звонит немецкий бюргер, указывает на нарушенный его интерес (интерес его общества) и предлагает тут это нарушение исправить.
А здесь русский массовый человек называет это «стуком». Потому что здесь, в России, они суть слуги «власти» (чужой силы). Потому что они практически сама эта «власть» и есть — общепринято звать милиционера «представителем власти». А от «власти» русский массовый ничего хорошего не ждет.
Поэтому русские родители пугают русских детей милиционером (как их пугали их родители), а все взрослые люди, встретившись темным вечером с этими «слугами законами», на всякий случай переходят на другую сторону улицы.
То есть, отношение к слугам закона в России и остальной Европе не просто разное, но принципиально же разное (прим. 1). Что логично, ибо и сама законность здесь и там принципиально разная тоже.
4.
Откуда такая разница?
Конечно, самая непосредственная тому причина — наличное положение дел, когда есть Олигархия, когда есть «население», когда нет общества, когда нет Республики.
Но у этой причины есть первопричина.
Какая?
Буквально «историческая» — русская правовая культура «исторически сложилась» такой, какая она есть. Русская история такова, что никогда на всем её протяжении русское «население» не жило по законам своего, русского общества — по тем законам, которые это русское общество само и «придумало», само и приняло, само и следит за их соблюдением. Этого не было — за отсутствием самого общества.
Закон всегда был чужим для русского человека — закон всегда был законом, данным «властью».
Сначала это были законы первых русских князей.
Но те законы никто не помнит — слишком давно это было, и не «Русская правда», понятно, сформировала современное русское правосознание.
«Запоминается последняя фраза»: это правосознание сформировала другая законность — ордынская и русско-ордынская. Сначала было собственно ордынское правление, потом правление русских царей — по-ордынски жестокое, по-ордынски же отчужденное.
Всегда правила чужая или внешняя воля, оформленная в соответствующее законодательство.
Всегда правила чужая законность.
Она и сформировала нынешнее отношение русского массового человека к известной ему законности.
Отступ. 1.
Это объясняет многое. В частности, такое странное, казалось, такое аморальное отношение русских широких «масс» к тем же самым «бандитам». (Слово «бандит» здесь используется в широком смысле — как определенный тип человека, человека «бандитского» или асоциального сознания и поведения).
Но всё логично. Нарушители «чужого» законы — не совсем нарушители, а почти герои. Это тип «страдальца» от неправедной «власти», тип своеобразного «борца» с нею. Поэтому такое понимание законности требует и известной солидарности с народным «героем» (не «стучать»), и бессознательного уважения к нему в виде бессознательной же имитации его манере, языка и т. д. (прим. 2).
Это объясняет и многое другое — и уточняет многое.
Например, почти привычно стало говорить о «правовом нигилизме» русского человека или его низкой «правовой культуре». Но это неверно в принципе. Нет в России ни «правового нигилизма», ни «низкой правовой культуры» — есть просто другая правовая культура.
Какая?
Ордынская или внешняя. В этом всё дело. Это тут многое объясняет (прим. 3).
Потому на вопрос, почему европейцы «стучат» (в представлении русского массового человека), можно ответить одним словом — ордынство. Такова глубинная подоплека отношения русского массового человека к законности вообще и к поведению европейца-законника в частности.
Разная у нас история законности. Разная история — разная законность, разное к ней отношение.
Потому европейцы вовсе не «стучат». Они сами, при помощи своих слуг, наводят свой порядок в своем собственном доме.
Но русскому массовому человеку понять такое поведение трудно — он его просто не понимает, ибо опыта такой, социальной жизни просто не знает.
Поэтому он описывает его так, как «понимает» — и тем языком, какой он знает.
Поэтому немцы в его представлении и на его языке — «стучат».
*
ПРИМЕЧАНИЯ
Прим. 1.
Эта разница в отношении к «слугам закона» выражается даже в разном понимании одинаковых, казалось, слов.
Известно, что в России те, кто «сидит», называют милиционера «начальником», те, кто на воле, зовут его «командиром». Так говорит, например, водитель, которого остановил гаишник: «Командир, ну, что ты? Давай договоримся, решим вопрос, как люди» и т. д. и т. п.
В обоих случаи смысл таких именований один. Так люди признают, что человек в форме — «власть».
И когда тот же массовый человек узнаёт, что, скажем, в США принято называть рядового полицейского «офицером», он понимает это по-своему. Он полагает, что там водители «подлизываются» к тамошним гаишникам. Иол, их «офицер» — это наш «командир».
Но сходство тут только внешнее.
На самом деле американский «офицер» прямо противоположен русскому «командиру».
Тамошний «officer — это «служитель», и «исполнитель», и «человек, состоящий на службе», и «человек, выполняющий определенные обязанности», и т. д. Потому как первейшее значение слова office — это «служба», «служение» (в том числе и «богослужение»).
И слово officer в смысле «служение» там встречается куда чаще, чем тоже слово в его собственно «офицерском» смысле. Этот «officer» вездесущ. Это и «офицеры» Армии спасения, и «офицеры» различных public services (того, что в России называется «коммунальными службами» или «социальной сферой»), и «офицеры» в разных бизнес-структурах.
Например, в иных компаниях так называемый Chif Executive Officer (СЕО), что на русский язык переводится обычно как «исполнительный директор». И нигде, заметим, никаких «командиров» нет — есть только «служители», только «исполняющие обязанности».
И предмет, и объект служения там понимаются однозначно — люди служат обществу и его законам.
Поэтому, когда американец обращается к полицейскому и именует его офицером, это не значит, что он «подлизывается», принимает «позу подчинения».
Он просто тем самым напоминает ему, что он есть именно «служитель», человек, стоящий на службе общества. И никак иначе (он делает это бессознательно, одним этим словоупотреблением, которое принято всеми). Но, скажем, нью-йоркский департамент полиции напоминает своим сотрудникам о том же самом и делает это вполне сознательно, когда штампует на боках своих полицейских машин известный девиз-обязательство — «to serve and protect», то есть, «служить и защищать».
Словом, все понимают, о чем речь. Все понимают, как должно быть.
Так иное внешнее подобие лишь обнаруживает лишь глубокую сущностную разницу между, вроде бы, одинаковыми вещами. В России, как известно, никто никогда не скажет о милиции, что она «служит обществу», а милиционера не назовет «представителем общества», даже если очень того захочется. Слишком уж фальшиво это прозвучит.
В России милиционеры — не «служители», а именно «власть» («ты тут власть, ты и решай»), в лучшем случае — «представители органов власти».
И служат они «государству» — состоят на «государственной службе».
И сами милиционеры, и «население» понимают роль милиции одинаково — это передовой и вооруженный отряд власти. Или сама «власть». Для краткости.
Пример тому — те же сериалы. Они тут очень показательны. Снимают их массовые люди для массовых же людей, и тут царит именно их массово-общее понимание, как жизнь устроена и кто в ней есть кто. Поэтому с социологической точки зрения те же, скажем, «Улицы разбитых фонарей», «Оперa» и прочие очень показательны.
Так, в одной из этих серий «менты» Ларин и Волков допрашивают художников, в чем-то подозреваемых (ошибочно), задают, как водится, одни и те же вопросы не по одному разу. Один из художников, раздражаясь по сему поводу, говорит, имея в виду Дукалиса: «Так этот ваш, мордатый, уже спрашивал это…». На что Волков, обижаясь за друга и честь мундира, делает ему замечание: «А ты с властями повежливей, брат… А то, знаешь, что бывает?..»
То есть «мент» тут — не защитник «населения», тем более, не служитель ему.
Напротив, он — «власть», наводящая на своей «земле» свой порядок.
Разница. До полного наоборот.
И дело тут вовсе не в том, что Волков — «плохой». Он как раз хороший, судя по сериалу. Просто он таков, каков русский массовый человек — как тот же художник, с котором он беседует. Они же понимают друг друга — говорят на одном языке.
Так роль милиции понимают все массовые люди — и сценаристы этого сериала, и те, кто его смотрит, и «население», и, конечно, сама милиция.
И это объясняет многое.
Когда англичанин, американец или китаец вечером встречает наряд полиции, он чувствует себя особенно спокойно: защита — рядом. Русский массовый человек и ведет себя, и чувствует себя иначе. И это не могла не отметить сама «власть» — «высший чиновник» России. И он в своем 6-м президентском послании выразил пожелание, чтобы такого не было: «…Нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный гражданин будет гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человекам в погонах».
Но это, понятно, только благое пожелание.
Это «там» полицейский — слуга общества. Здесь он — ордынский служащий, взимающий дань.
Разница.
Кого взяли на работу в милицию, того как бы «взяли в Орду» — на работу. Она, конечно, тоже наводит порядок, тоже воров-карманников наказывает — как и полиция. Но всё-таки служит этот служащий — Орда. И он и чувствуют себя, и ведет себя соответственно. А служить обществу он не может. По той простой причине, что его нет. Более служить ему — некому.
То есть, эти «органы» такие. каким они только могут быть в наличных условиях — в асоциальном ордынстве. А какими они быть объективно не могут, они быть не могут. Вот таким они и не являются.
Так что, они тут объективно не виноваты, что они такие. Они тут — следствие, не причина.
А причина известна. Логика тут та же, что и в случае с армией. Какое «общество» (разобщество), такая и армия. Какое «общество» (разобщество), такая и милиция. Такой и ЖЭК, такой и Кремль, и многое другое.
Прим. 2.
Как можно назвать логику, которая лежит в основе русского массового отношения к «бандитам»?
Условно, это «логика Робин Гуда-эгоиста».
Ведь что делают «бандиты»?
Они нарушают законы «власти» — той, которую мало кто любит. Конечно, они делают это в своих интересах («эгоисты»), но они делают это.
Отсюда и подсознательное уважение к ним — они смогли это сделать, мы — нет. Они почти герои. Нет, они, конечно, «бандиты», как тот же Саша Белый из телесериала «Бригады». Но он именно «белый» бандит — он же не у старушки кошелек отнял, он «власти» вызов бросил. Значит, почти народный герой, почти новый Стенька Разин.
Отсюда и сочувственное к нему отношение телезрителей, и популярность сериала, и игры мальчишек в Сашу Белого, и невольное ему и ему подобным подсознательное массовое подражательство.
Прим. 3.
Это, в частности объясняет известную фразу Герцена о том, что немцу полиция, в сущности, не нужна — полицейский у него «в голове сидит», а русскому человеку непременно нужен городовой на углу.
Почему так?
Потому что правовые культуры — разные.
У немца она социальная — родилась в обществе, в обществе живет и обществом же и поддерживается.
У русского она «внешняя» или ордынская — та, которую ему «власть» предлагает соблюдать, за несоблюдение которой она же, «власть» больно и наказывает — «дубиной» (Путин).
Спрашивается: с чего массовому человеку эту «дубину» любить — с чего следовать той культуре, тому типу поведению, который навязывается этому человеку извне и чужими ему людьми?
Такой характер культуры сам, в свою очередь. Объясняет многое.
Это объясняет, например, то, что в России часто с отменой или уходом в прошлое «власти» оказываются отмененными и моральные ценности вообще.
Почему так выходит?
Потому что эти моральные ценности существуют не сами по себе, но в «кодифицированном» виде — в виде законов и установления той же самой «власти». А нет её, значит, нет и этих установлений, значит, нет и собственно моральных норм, которые в них «сидели». Русский массовый человек оказывается морально «голым» (см. доп. 1. к прим. 3), а страна в целом — в моральном обмороке (см. доп. 2. к прим. 3).
Это объясняет, почему с уходом «власти» для русского массового человека перестают действовать и самые элементарные, казалось бы, правила элементарного же человеческого общежития, которые были придуманы для удобства самих людей и к какой-либо «политике» или «власти» не имеют никакого отношения.
Прежде, скажем, московское метро гордилось своей чистотой, а позже, в олигархическое время, там стали кататься пивные банки.
Прежде, скажем, было принято сидеть на лавочках так, как на них и принято сидеть у европейцев, но позже люди стали сидеть на их спинках, а ноги ставить на сиденье.
И т. д. и т. п.
Таких примеров много (см. доп. 3. к прим. 3). И причина тому очевидна: русскую массовую «культура права» — это внешняя культура, это «разрешенная» культура.
То есть, люди ведут себя не так, как они все считают правильным, как они договорились себя вести, а так, как им «разрешили» или так, так считается разрешенным, потому что «другим за это ничего не было». А раз так, значит, можно и мне (см. доп. 4. к прим. 3).
*
ДОПОЛНЕНИЯ
Доп. 1 к прим. 3.
«Власть» для массового русского человека и податель морали, и её регулятор — вплоть до её отмены.
В последнем случае эти люди говорят, что новая «власть» отняла у них «их идеалы», то есть, не их, конечно, но именно те, которые дала им старая «власть» и которыми они долгое время жили. Так долго, что привыкли к ним, сроднились, стали считать их своими.
Например, если посмотреть «оппозиционную» прессу 90-х годов («Советскую Россию», например), там можно найти немало упреков в адрес новой «власти». И один из них такой: «Они отняли у нас идеалы!». То есть, раньше мы знали, во что верить. А теперь — не знаем. «Они отняли идеалы». Те, которые дала людям предыдущая «власть».
Казалось бы, полная нелепость.
Казалось бы, как кто может отнять у человека его идеалы, если они идеалы, если они его идеалы?
Никто и никак.
А тут смогли. Именно по той причине, что указана выше.
Вопрос: может, это всё свойства «совка», каким-де стал русский массовый человек за 70 лет «советской власти»? А до того, всё, может быть, было иначе?
Нет, не было.
Массовый русский человек всегда был равен самому себе.
Достаточно вспомнить события первых лет «советской власти», когда, например, вчерашняя Святая Русь (её мораль и ценности) вдруг и сразу. всей массой, куда-то исчезла — «слиняла» (Розанов).
Достаточно вспомнить другого писателя Серебряного века, Георгия Чулкова, который так написал о том, что ему особенно запомнилось в первые дни Февральской революции в России. Весть о свержении царя Николая II он встретил со своими солдатами на фронте, в окопах. Узнав, что царя в Росси более нет, к Чулкову подошел унтер-офицер и спросил его шепотом, словно боясь поверить в случившееся: «Так что же это — теперь и греха не будет?».
Как можно назвать такую мораль?
Можно назвать её «внешней моралью», можно — «ордынской моралью», можно — «моралью тюрьмы». Можно назвать её «разрешенной моралью» (см. доп. 4 к прим. 3).
Но суть везде одна.
Доп. 2 к прим. 3.
Примеров тому много. Потому только один — из личных впечатлений.
На втором году «новой России», 22 июня 1992 года (день начала Великой Отечественной войны), на Красной площади был устроен концерт поп-музыки. Диктор в теленовостях сообщил об этом концерте и пригласил на него всех желающих так: «Будем танцевать на самом престижном кладбище страны».
Доп. 3 к прим. 3
Из личных же впечатлений.
Август 1991 года. «Путч» подавлен, СССР и Горбачев официально еще не отменены, но всем уже ясно, что «старая власть» кончилась — не будет более ни Советского Союза, ни партии, ни Горбачева. Конец рабочего дня. В московском метро люди тесною толпою медленно движутся к эскалатору на выход в город. В толпе идет молодой, слегка пьяный парень. И вдруг он делает то, что раньше было трудно себе представить — достает сигареты, спички и закуривает. Прямо в метро. Окружающие с непривычки в шоке. Кто-то говорит: «Парень, ты что?..».
Тот отвечает: «А что? Теперь — Союза нету…».
Доп. 4 к прим. 3.
Фраза «Почему им (ему) можно, а нам (мне) — нельзя?» известна многим с детского сада. Смысл её ясен: поскольку «им можно» (им разрешили это делать), то, «значит», можно и нам. Мы ничем их не хуже.
То есть, так люди требуют справедливости — хотят, делать то, что другим разрешили сделать.
Это тут главное — разрешение. Явное или неявное.
Тому пример — сценка, которую в России можно наблюдать у пешеходного перехода. Горит, скажем, красный. Группа из пяти, скажем, человек стоит — терпеливо ждет, улицу не переходит. Подходит еще один человек. И он, глядя на соседей, тоже стоит. Все ждут. Неловко перебегать — все ведь ждут. Так же может поступить и следующий пешеход.
Но, если вдруг в этой группе найдется тот, кто решит рискнуть и перебежит на красный, и перебежит успешно — не собьет машина, милиционер не остановит, то есть, ему за это «ничего не будет», то его примеру тут же последуют другие. И лишь один-два «немца» из прежде стоявших на переходе останутся ждать зеленого света.
Логика тут та же: ему можно, а нам — что, нельзя?
Значит, и нам можно.
Ему «ничего не было»?
Значит, и нам «ничего не будет». И все дружно перебегают. Почему нет?
Потому что правила перехода установила «власть», а не эти пешеходы. Чего их не нарушить, коли это чужие правила, коли другим за их нарушение «ничего не было»?
«Значит, и нам можно».
|