ЧАСТЬ 11.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Глава 1.
Очевидность ответа
1.
А он, действительно, очевиден. Когда главная проблема России и русских названа, то странно спрашивать, что делать.
Надо просто решать эту главную проблему.
В чем эта проблема?
Известно: есть асоциальность, нет социальности.
Как назвать эту проблему?
Тут всё просто — это буквально Социальная проблема.
Она Социальная потому, что нет в России социальности.
Отступ. 1.
Логика именования проблемы понятна — она традиционна.
Нет продовольствия — есть продовольственная проблема.
Нет энергоснабжения — есть энергетическая проблема.
И т. д. и т. п.
Так и тут: нет социальности — есть социальная проблема.
Итак, Главная русская проблема — это Социальная проблема.
Вот её и надо решать. Это, действительно, очевидно. Нет тут никакого вопроса «Что делать?». Есть только указание — что делать.
Надо делать в России социальность.
Надо вытеснять социальную пустоту, надо создавать Силу посреди общего бессилия (вот оно тут, действительно, общее).
Это то, единственное, что, действительно, надо делать.
Всё остальное — пустое.
Всё остальное пустое потому, что всё остальное (что ложно называют «политикой») есть не-решение проблемы. По сути, эта «политика» есть синоним этой русской пустоты (прим. 1). И Россия по-прежнему остается социально пустой — нет ядра в русском «орехе» (прим. 2).
Всё остальное пустое потому, что без общества и вне общества всякое политическое действие бессмысленно. Оно либо фарс, либо обман, либо прямой вред или объективная диверсия.
Всё остальное пустое потому, что человек может быть человеком только в обществе (Аристотель: «человек — животное общественное»).
Потому что без общества человек деградирует, перестает быть человеком, что русская повседневность и показывает.
Без общества деградирует и человек, и страна в целом. Всё тут очевидно.
2.
Понятно, что «сделать общество» нельзя — это невозможно. Да и не нужно.
А Малое общество сделать и можно, и нужно. Потому что никакого общества и нет, в сущности.
Есть только Малое общество. Вот оно и делает «просто общество». Оно и есть, в сущности, это «просто общество».
Потому что без Малого общества или «примерного меньшинства» (Ортега-и-Гассет) никакого «просто общество» не существует. Тот же Ортега-и-Гассет много чего на этот счет написал.
Есть только Малое общество.
Вывод?
Очевиден. Надо делать Малое общество.
Это единственный ответ на вопрос «Что делать?».
Все прочие «ответы» — не ответы.
Потому что проблемы он не решают. Более того, они уводят от решения проблемы. (Этим обычно занимается «политика» — то, что в России так называют).
Отступ. 2.
И общий ответ-следствие этого главного делания — надо делать «собственно государство», то есть, Республику. Это очевидно.
Но, понятно, это не то, что надо делать специально и в первую голову.
Тем более, что в первую голову это сделать невозможно. Нельзя стразу построить третий этаж. Нужно сначала построить первые два.
А Республика — это то, что сделается «само», что будет естественным следствием создания Малого общества.
Потому что Республика есть форма существование этого Малого общества.
Потому что оно, по сути, есть само это Малое общество.
Есть оно — есть государство-республика.
Нет его — не и этого государства.
Понятно, что тут возникает другой вопрос. Вопрос «Что делать?» сменяется другим — «Как делать?».
То есть, как делать социальность в России — как делать Малое общество?
Вот об этом вопросе тут и надо говорить.
Но и тут всё достаточно очевидно. Надо только увидеть эту очевидность.
*
ПРИМЕЧАНИЯ
Прим. 1.
Именно. Собственно политики в России нет.
А то, что так ложно называют, есть именно пустота — не-решение, имитация, декорация и «сусанинщина».
То, что делает Олигархия (Кремль, правительство) — это, в лучшем случае, «администрирование» (как говорит Путин), это исполнение роли государства.
Но это — не политика. Главной проблемы России это никак не решает.
Никто там и не думает эту проблему решать, и не может её решить.
То, что говорит «оппозиция» (вся, до последнего человека, с любого фланга её) есть та же самая пустота. Там главную (Социальную) проблему России не то что не решают, но даже и не видят её. Там люди хотят быть чиновниками.
Словом, что там, что здесь — пустота.
Все привычные «решение» и «действия», о которых годами говорят в России, как о том, что надо делать («политика») — та же самая пустота.
О чем говорят «политики»? (Так в России называют чиновников и тех, кто хотел бы ими стать — «оппозиционеров»).
Они говорят о «выборах», о «президенте», о «демократии», о «диктатуре», и т. д. и т. п.
Это — решения?
Это — пустое. Это пустая трата времени — то самое безвременье.
Потому что безвременье — время, когда ничего не делается для решения Главной проблемы, когда не делается то, что надо делать.
И ничем иным эти слова в русской асоциальности, в социальной пустоте быть просто не могут.
Именно пустое. Нельзя танцевать на палубе, которой нет.
Но «политики» предпочитают этой пустоты под ногами не замечать, равно как и отсутствия собственно танцев, но упорно твердят о том, сколь хороши эти танцы и сами эти танцоры.
А пустое тело жить не может — как человек, так и страна в целом.
Так было прежде, в начале ХХ века — довольно тут лишь Розанова почитать (доп. 1 к прим. 1).
Так обстоит дело и сейчас, в начале XXI века, когда говорят о «вымирании» России — в мирное время.
А отчего она вымирает?
Она вымирает от социальной пустоты, когда нет социальности (нормальной среды для жизни нормального человека), когда нет общего дела и общей перспективы.
Прим. 2.
«Орех» — тут образ, конечно, но образ наглядный. Что такое, скажем, этот пустой орех?
Это орех без будущего — из него ничего не вырастет.
Это орех, который легко раздавить — достаточно приложить к нему внешнее давление. Внешняя «полнота» легко давит внутреннюю пустоту.
А если внутри этого ореха появляется некая чужая «полнота» — чужая социальность (социальность чужого этноса или чужой культуры), то она становится едва ли не единственной социальностью внутри этого ореха. И имеет перспективу стать собственно страною — «чужой Россией».
А была бы русская Россия социально полна — если было бы в ней общество, общие ценности, общие цели, сила, взаимодействие и т. д., то, скажем, «чеченской проблемы» не было бы вовсе.
Она бы просто не возникла бы.
А так — пустота. Отсюда и «болтовня», когда пустота с пустотой о пустом разговаривает, и пустое же и говорит. Все говорят о том, что «надо сделать», а никто ничего сделать не может.
Почему?
Потому, что некому, нечем, не с чем и не с кем. Пусто.
*
ДОПОЛНЕНИЯ
Доп. 1 к прим. 1.
Из книги «Опавшие листья» (короб первый) Василия Розанова:
«Все "казенное" только формально существует. Не беда, что Россия в "фасадах": а что фасады-то эти — пустые.
И Россия — ряд пустот.
"Пусто" правительство — от мысли, от убеждения. Но не утешайтесь — пусты и университеты.
Пусто общество. Пустынно, воздушно.
Как старый дуб: корка, сучья, но внутри — пустоты и пустоты.
И вот в эти пустоты забираются инородцы; даже иностранцы забираются. Не в силе их натиска — дело, а в том, что нет сопротивления им».
|