ЧАСТЬ 13.
МАЛОЕ ОБЩЕСТВО: ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ И ИМЕНУЕТ
Глава 6.
Кто патриот
1.
О патриотизме и патриотах в России спорят много, но «консенсуса» в этом споре так и нет.
Кого, собственно, считать патриотом, неясно.
Есть ироничное толкование понятия «патриот», когда так называют всякого, кто поддерживает всякое телодвижения и всякий чих чиновства (оно ведь для массового человека сама Россия и есть).
Понятно, ирония есть ирония — об этом «патриотизме» говорить нет смысла.
Тогда патриот — это кто?
Это тот, кто «просто любит» свою Родину?
Этого мало.
Тот, кто «любит деятельно» — делает для неё что-то хорошее?
Конечно. Такого человека хочется назвать патриотом. Это, скажем, человек, который посадил сад на пустыре, это ученый, который сделал полезное открытие, это конструктор, который разработал новое оружие для защиты Родины, это солдат, который совершил геройский подвиг, это директор завода, который сохранил для страны уникальное производство. И т. д. и т. п.
Кто они?
Безусловно, патриоты. Конечно, иначе и не назовешь.
Но это если говорить «вообще» и абстрактно, вне конкретных русских условий.
А эти условия таковы, что весь этот патриотизм оказывается и «временным», и условным, и умозрительным. И потому очень обидным для самих этих патриотов.
А примеры такой «временности» и условности немало. И они известны.
Скажем, вчера человек посадил сад, а сегодня это сад срыли бульдозером — «было решение» местной Олигархии построить там «элитное жилье».
Скажем, вчера сделал ученый полезное открытие, а сегодня оно «государством» никак не используется или просто продано за рубеж.
Скажем, вчера совершил солдат подвиг, а сегодня выяснилось, что его война была и совсем ненужной, и воевали не так, и подвиг этого солдата был вызван преступлением его непосредственного начальника, который не сделал то, что должен был сделать. Или же это преступление «высшего начальника».
Скажем, вчера директор-патриот создал и сохранил для Родины уникальное производство, а сегодня его завод обанкрочен, приватизирован, «перестроен» под выпуск водки, и этого уникального производства более нет, а «освободившиеся» площади сдаются в аренду.
И т. д. и т. п.
Этот список примеров патриотизма с его последующим поражением от «своих» же можно длить долго. Но и без этого всё тут всем хорошо известно.
2.
Получается, что всякое патриотическое действие в наличной России чаще всего лишено всякого смысла.
Почему так?
Можно возмущаться этим, но и это тоже — бессмысленное действие.
Потому что иначе быть и не может — объективно не может, потому что это логично — «всё действительное логично».
Потому что патриотизм в отсутствие собственно Родины лишен всякого смысла.
А Родины именно нет.
Она есть как умозрительное суждение («это для Родины объективно выгодно», «это для Росси надо бы сделать»), она есть желание (Родина должна быть), но как факт — она отсутствует.
Потому что никакой иной России, никакой иной Родины, кроме «государства» (Олигархии) в наличных условиях, то есть, в асоциальности нет и быть не может.
Потому что Родина — это понятие социальное.
Родина — это сообщество взаимоответственных единомышленников, выступающих в качестве коллективного хозяина своей страны.
Родина — это сообщество людей, чья ответственность друга за друга и их общую стану и наследственна, и потомственна — переходят из поколения в поколение, от отца к сыну и т. д.
Люди в этом сообществе меняются. А оно — остается.
Оно остается неизменным хранителем объективного интереса своего страны, потом что оно есть Корпус Хранителей этого интереса, никак не зависящий от «выборов» и прочих пертурбаций в среде русских «слуг», то есть, чиновников (прим. 1).
Это собственно «вечная Россия» — «вечная Родина» и есть.
И такой Родины у русского человека нет.
Поэтому всякое доброе дело для умозрительной России («деятельный или «настоящий патриотизм) подобен ношению воды в решете или строительству дома на песочном основании.
Более того, такие добрые дела порой оказываются пропагандой антипатриотизма — той идеи, что и делать в России что-то доброе и правильное бессмысленно — вообще и всегда, мол, «такая страна» и т. д.
Парадокс, казалось, но — факт объективный (прим. 2).
Почему так?
Потому что это настоящий патриотизм для ненастоящей России — Родины, которой нет.
3.
Отсюда и ответ, кто есть собственно патриот в современной России.
Это тот, кто прежде всего создает свою Родину — социальную Родину.
Это социальный человек, создающий своё Малое общества, которое и будет этим сообществом взаимоответственных единомышленников, выступающих в качестве коллективного хозяина своей страны.
Это — настоящий патриотизм, создающий «патрию».
Отступ. 1.
Где Партия, там и Патриа. И это не только игра слов — это логика смыслов.
Это есть тот патриотизм, который возвращает смысл всякому доброму делу на благо Родины, потом что он создает сам объект служения — Родину.
А всякий иной патриотизм может быть сегодня только тем, чем он может быть — деянием условным, временным и, в конечном счете, обидным. Его умозрительность возможные благие исключения делают только ярче и нагляднее — они её подтверждают, как всякое исключение подтверждает правило.
Так что, первый долг патриота — быть хозяином своей страны.
А это можно сделать только вместе — через Малое общество.
Отступ. 2.
А будет человек хозяином, так и надобность даже в самом этом «иностранном слове» (патриот) отпадет, потому как и тавтология выходит, и само слово хозяин как понятие и больше, и яснее «патриота».
В самом деле, никто же не говорит: «Я патриот своего дома»? К чем такие странные обороты?
Человек говорит: «Это — мой дом, я — его хозяин, живу я тут». Какие тут могут быть вопросы о «домовом патриотизме» этого человека?
Та же история и с Россией, которая есть дом тех, кто смог стать её хозяином.
Можно, конечно, звать таких «домохозяев» и патриотами — ошибки не будет. Если понимать это слово правильно.
Но лучше просто хозяином — так и проще, и яснее.
Так и меньше всяких лишних вопросов («А что вы, собственно, подразумеваете под патриотизмом?»), так меньше всякого рода недоразумений, обычных для слова «патриот» в России.
Хозяин.
Какие тут могут вопросы?
4.
Понятно, что хозяин — это потом, когда будет фактом русское Малое общество или Малое общество России.
А пока так, как только пока и может быть.
Пока патриот — это социал, строящий это самое Малое общество (свою Родину), это социал, в этом самом Обществе живущий и тем самым делающий себе хорошо.
То есть?
Патриот — это тот, кто решает главную русскую проблему.
Истинный патриот есть тот, кто понял — понял «тайну времени» (Чаадаев), понял смысл русской истории и реализует его на практике. То есть, это тот, кто реализует Партийный принцип организации русского пространства и его людей на новой (социальной) основе.
Патриот — это деятельный социал.
Патриот — это социальный человек, делающий своё Общество, а также Республику, страну, Россию.
*
ПРИМЕЧАНИЯ
Прим. 1.
В России «продвинутые политики» любят цитировать слова английского премьера Пальмерстона: «У Англии нет постоянных союзников — у неё есть только постоянные интересы». Люди цитируют эти слова и с завистью (вот нам бы так), и с поучением (вот так и нам надо).
Всё верно — надо.
Только вот и слова эти, и пожелания так благими пожеланиями и остаются.
Потому что у России её постоянные интересы объективно есть, а вот сознательных носителей их и хранителей — нет. В этом и проблема. И решает её Малое общество.
Прим. 2.
Как из патриотизма антипатриотическая пропаганда получается?
Известная история.
Положим, некий деятельный патриот сажал своё «дерево», прочие смотрели — что-то из этого выйдет.
Когда именем «государства» срубили это «дерево», эти зрители сказали: ну, вот, сам видишь — ничего сделать нельзя. Ты это видишь, мы это видим, дети наши видят. Ты хотел, «как лучше», а что вышло? А вышло, «как всегда» — растоптали всё то лучшее, что ты сделал. Так какой смысл воду решетом носить? Только сам обольешься.
И все разошлись, лишний раз убедившись, что ничего сделать нельзя, а эта «деятельная любовь» есть пустая придумка и лишняя морока — тот же, по сути, танец на отсутствующей палубе.
Что, действительно, вышло-то?
Вышло то, что искренний и деятельный патриот, сам, лично, своей деятельностью и за свой счет преподал людям урок антипатриотизма, когда все видели, что он делал, все видели, что с его добрым делом сделали и с ним самим, соответственно. Все это видели, все решили: он хотел, как лучше, а вышло, как хуже, и для него же, значит, ничего сделать вообще нельзя. И даже пытаться глупо. «Инициатива наказуема», и т. д. и т. п.
Вышло, что это патриот объективным антипатриотом оказался — «поработал на Гитлера», фигурально говоря.
Парадокс?
Нет, логика — иначе и быть не может, когда патриоты есть, а Родины — нет.
|