ЧАСТЬ 10.
РУССКАЯ АСОЦИАЛЬНОСТЬ: И ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ
Глава 4.
Почему антигерои — «герои нашего времени»
1.
Многие недоумевают: почему люди, которым в «нормальной стране» место в тюрьме, в России стали образцом для подражания?
Мальчики и девочки смотрят фильмы «про бандитов» и искренне им сопереживают.
Так было прежде, в 90-х, так обстоит дело и сейчас.
И тогда было немало школьников, которые хотели стать «бандитами», которые подражали им в своих повадках.
И теперь многие школьники подражают им же — но уже их экранным воплощениям (прим. 1).
Эти персонажи стали «культовыми», как и фильмы про них. Так и говорят — «культовый фильм» («Брат», «Бригада», «Бумер» и т. д.).
Получается, что антигерои стали «героями нашего времени».
Очередной «русский парадокс»?
2.
Нет, конечно. Тут логика ровно та же, что и в случае хорошего человека, которому в нехорошей среде плохо. Именно логика — всё тут логично.
Массовому человеку хочется быть успешным. И он невольно подражает тем, кто сейчас успешен.
А кто успешен в асоциальной России?
Естественно, успешны асоциальные люди — те, кто «у себя дома», в своей среде.
Понятно, что не только они — есть приятные исключения. Но они преимущественно.
Понятно, что это не те «асоциалы», которые в этой среде проиграли (бомжи), и потому выпали из жизни. Это те, кто в асоциальный среде победил и стал столпом «этой жизни», её хозяином.
Это те же «бандиты» как архетип, это те же «крутые» (и сильные, и богатые, и влиятельные), это те же «олигархи» (то есть — плутократы).
Это, фигурально говоря, чемпионы асоциальности.
Отступ. 1.
Тем более что никакой разницы между ними нет. Какая принципиальная разница между бандитами и плутократами?
Ровным счетом никакой.
Она только в деталях, а суть одна та же — и те, и другие действуют в ущерб Общему интересу.
Вот эти чемпионы и служат примером.
Что совершено логично: никто не подражает проигравшим, все подражают победившим — «чемпионам».
Потому герои русской асоциальности и стали «героями нашего времени».
Всё логично.
Отступ. 3. И ЭТО ОБЪЯСНЯЕТ МНОГОЕ ДРУГОЕ.
Например, такой факт.
«Бандитская культура» России (манера говорить, мыслить, себя вести) оказалась свойственной не только низовым, но и верховым массовым людям — «президенту РФ», поп-исполнителю, девушке-тусовщице или известному актеру.
Асоциальность витает в воздухе, равно как и её примерные образцы. И все на них косят глазами, вся хотят стать «настоящим мужиком» или «крутым» человеком. Кто это такой, подсказывает-показывает та же асоциальность, причем так, что подражатели даже не осознают своё подражательство. Оно для них естественно, как дыхание.
Это поистине тот дух, который «веет, где хочет» — дух асоциального времени (прим. 2).
*
ПРИМЕЧАНИЯ
Прим. 1.
Кинорежиссер Станислав Говорухин («Литературная газета», № 25-26, 2006 г.):
«…Сегодняшнее российское кино гораздо безнравственнее зарубежного. Наши дети не играют в героев Сигала или Брюса Виллиса — артистов, которые изображают на экране человека, который борется со злом. Они играют в Сашу Белого, крутого парня из фильма «Бригада». Этот фильм сделан так, что у зрителей и детей вызывают симпатию преступники. Как вы думаете, кого в нынешних пионерлагерях в «Артеке», в «Орленке», а я бываю в них каждый год, встречают, как Гагарина, как космонавтов? Героев фильма «Бумер». Вот этих четырех артистов, которые играют четырех отморозков. […]. Как можно преступников, да еще отморозков, героизировать и романтизировать, вызывать чувство симпатии к ним?.. Это губительно для общества, особенно для молодого поколения».
Прим. 2.
Чем хорош стресс?
Тем, что в минуты стрессы человек слов не выбирает, он говорит так, как говорит его сознание — он его вербализируется. Человек, как известно, в минуты стресса «выражается» — во всех смыслах. В том числе и в том, что он выражается себя.
Это тут особенно примечательное.
Все хотят быть «крутыми». Потому начинают вести себя так, как и положено «героям времени» — или пользуются «бандитским» словарем, или говорят в «бандитских» интонациях, или говорят с «бандитским» акцентом.
Так, характерен словарь Путина.
Это и пресловутое «в сортире их замочим», это и «кто нас обидит, тому в течение трех дней мало не покажется», это и шутка-угроза про обрезание (кастрация — популярная тема для шуток и угроз в известной среде), и т. д.
(Особенно тут характерно это «замочим». Не «уничтожим», что было бы более естественно для государственного чиновника, но именно «замочим», что естественно для «крутого пацана». Видимо, вспомнил человек сцену из «Криминального чтива» Тарантино или другую картинку из американского кино, которое он любит).
А иногда эта «крутость» становится просто трогательной — тогда, когда всплывает в сознании человека память детства и атрибуты того же, детско-дворового «быкования».
Например, широко известна фраза про «дубину», которая есть у «государства», сказанная им октябре 2000 года в интервью газете «Фигаро». А именно: «Государство держит в руках дубину, которой бьют всего один раз. Но по голове».
Суть сказанного ясна. Но почему такая форма? Почему «всего один раз»? И почему именно «по голове»?
Откуда эти странные уточнения?
Оттуда — из дворового детства. Многие помнят эту пугалку детских лет, обычную в устах мальчишек того еще, советского времени: «Я бью всего два раза. Первый раз — по голове, второй раз — по крышке гроба. Понял?». В смысле: убью сразу, с одного удара.
Вот оттуда, из детских представлений о «крутых» людях пришла эта фраза. И соединилась с «крутизной» нового, «бандитского» времени (оно же время асоциальное, оно же время олигархическое).
Так, характерен словарь «звезд» шоу-бизнеса.
Пример тому — эпизод на пресс-конференции с поп-исполнителем Киркоковым. Журналистка в розовой кофточке задала ему неприятный вопрос про римейки (чего их так много?), и человек впал в состояние стресса — забыл свою гламурность, стал демонстрировать именно «крутость». Он поступил так, как, по его мнению, поступают «крутые» люди. Тут была и матерщина, и вылупленные глаза, и известные («сержантские») интонации, когда, скажем, приказы отдаются в форме глагола прошлого времени совершенного вида: «Взяла и ушла!», и т. д.
Так, характерен словарь девушек из тусовочной олигархии.
Те тоже в моменты стресса начинают говорить на языке своего подсознания. Как, например, дочь путинского «учителя», которая в телевизионном розыгрыше (не поняв сразу, что это розыгрыш), начала «быковать» со своими «похитителями»: «Да вы ваще знаете, кто я такая? Да вы знаете ваще, с кем вы ваще связались?». И т. д. и т. п.
Есть и другой пример, но того же подсознательного желание соответствовать образу «героя нашего времени».
Так, актер Безруков сыграл разные роли — был и Есениным, и Иешуа, и добрым участковым милиционером. Но многие по-прежнему удивляются: что, мол, за ерунда — кого бы он ни играл, а всё у него бандит Саша Белый выходит? Видят люди в нем этого Сашу — и всё тут.
Дело в том, что он сыграл этого Белого очень талантливо?
Не только.
Просто лег это образ на душу актеру, и он сыграл его потому так хорошо, что ему и играть его не приходилось. «Прожил» эту роль актер, а не сыграл. Потому что тут Безруков не столько играет — тут в нем уже своё, «человеческое», заговорило. Человек Безруков оказался сильнее актера Безрукова. Как и всякому массовому человеку, ему подсознательно хочется быть «крутым». А тут, благо, и роль соответствующая подвернулась. И отвел человек душу, пожил искренне, не по-актерски, жизнью «крутого». И эта искренность запомнилась.
Потому Безруков воспринимается не столько как Саша Белый, но именно как Безруков, который показал себя «бандитом».
|