link118 link119 link120 link121 link122 link123 link124 link125 link126 link127 link128 link129 link130 link131 link132 link133 link134 link135 link136 link137 link138 link139 link140 link141 link142 link143 link144 link145 link146 link147 link148 link149 link150 link151 link152 link153 link154 link155 link156 link157 link158 link159 link160 link161 link162 link163 link164 link165 link166 link167 link168 link169 link170 link171 link172 link173 link174 link175 link176 link177 link178 link179 link180 link181 link182 link183 link184 link185 link186 link187 link188 link189 link190 link191 link192 link193 link194 link195 link196 link197 link198 link199 link200 link201 link202 link203 link204 link205 link206 link207 link208 link209 link210 link211 link212 link213 link214 link215 link216 link217 link218 link219 link220 link221 link222 link223 link224 link225 link226 link227 link228 link229 link230 link231 link232 link233 link234

Интерактивная книга

От автора  |   Досье  |   Комментарии

Серов
Вадим
Васильевич


 ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора.
Предисловие

От автора-2.
Встреча

ЧАСТЬ 1.
О пользе руссологии

ЧАСТЬ 2.
Российское
общество:
ложь "общественная"

ЧАСТЬ 3.
Российское государство:
ложь "государственная"

ЧАСТЬ 4.
Какой в России строй

Приложение 1 к части 4.
"Олигархический лифт"

Приложение 2 к части 4.
Региональная Олигархия
(на примере
банка "Россия")

Приложение 3 к части 4.
Центральная Олигархия
(на примере Газпрома)

ЧАСТЬ 5.
Исправление имен

ЧАСТЬ 6.
Русская Олигархия:
и это многое объясняет

Глава 1.
Почему "государство
бездействует"

Глава 2.
Почему
"государственным" людям
в "государстве
российском" плохо.

Глава 3.
Почему в России
такая коррупция.

Глава 4.
Почему "безвластие"
при "беспределе власти".

Глава 5.
Почему в России
беззаконие.

Глава 6.
Почему Россия
похожа на Африку.

Глава 7.
Почему Запад
смотрит на Россию
свысока.

Глава 8.
Почему у России
нет союзников.

Глава 9.
Почему "государство врет"
и "умалчивает"

Глава 10.
Почему "либерализм"
стал идеологией
российских "реформ"

Глава 11.
Почему "власть"
безответственна

Глава 12.
Почему "приоритетные
национальные проекты"
такие

Глава 13.
Почему такие реформы

Глава 14.
За что
наказали
Ходорковского

Глава 15.
Почему "власть"
провинциальна

Глава 16.
Почему
"национальную идею"
так и не нашли

Глава 17.
Почему "власть"
боится "оранжевых
революций"

ЧАСТЬ 7.
Россия: страна,
которой нет

ЧАСТЬ 8.
Россия: Родина,
которой нет

ЧАСТЬ 9.
Кто виноват

ЧАСТЬ 10.
Русская асоциальность:
и это многое объясняет

Глава 1.
Кто главный русский враг

Глава 2.
Как разгадать
"загадку Путина"

Глава 3.
Почему хорошему
человеку в России плохо.
Или "почему,
если ты такой умный,
ты такой бедный"

Глава 4.
Почему антигерои -
"герои нашего времени".

Глава 5.
Почему Россия -
нецивилизованная страна.

Глава 6.
Почему русские
терпят олигархию.

Глава 7.
Почему русские "болтают"

Глава 8.
"В чем сила, брат"

Глава 9.
Почему русские
проигрывают

Глава 10.
Почему Россия -
такая богатая,
а русские — такие бедные.

Глава 11.
Чем русские отличаются
от других европейцев

Глава 12.
Почему победители
живут хуже
побежденных

Глава 13.
Почему хочется
Сталина.

Глава 14.
Почему "бытовая
коррупция"

Глава 15.
Почему в России такая
армия.

Глава 16.
Почему Россия
в моральном обмороке

Глава 17.
Почему в России
нет идеологии

ЧАСТЬ 11.
Что делать
Глава 1.
Очевидность ответа

Глава 2.
"70 лет советской власти":
что это было

Глава 3.
Что и как делать

ЧАСТЬ 12.
Исправление имен
(уточнение
и продолжение)

ЧАСТЬ 13.
Малое общество
России:
это объясняет
и именует многое

Глава 1.
О лжи "политической"
или какая политика нужна России

Глава 2.
Кто сейчас
самый актуальный
политик России

Глава 3.
Почему
в наличной России
всякая оппозиция
бессмысленна

Глава 4.
Как остановить
развал России

Глава 5.
В чем состоит
особый путь России

Глава 6.
Кто патриот

Глава 7.
Кто истинный
герой нашего времени

Глава 8.
Кому Россией править

Глава 9.
Как добиться
правды и справедливости

Глава 10.
Как добиться
перемен к лучшему.
Или ложь
"демократическая".

От автора-3.
Приглашение


ПРИЛОЖЕНИЯ

Часть-приложение 1.
Русский массовый
человек
или ложь
"национальная"

Часть-приложение 2.
"Великая
русская культура"
или ложь
"культурная"

Часть-приложение 3.
«Русская
политическая
культура»
или ложь
«политическая» № 2

Часть-приложение 4.
"Тайна"
русской "власти"
или ложь
"византийская"

Часть-приложение 5.
Исправление имен
(дополнение)

Часть-приложение 6.
Ордынство.
И это многое
объясняет

Глава-приложение 1.
Почему всегда
"Россия гибнет"

Глава-приложение 2.
Почему чиновники
не уходят в отставку

Глава-приложение 3.
Почему чиновники
берут взятки

Глава-приложение 4.
Почему чиновники
не уходят в отставку

Глава-приложение 5.
Почему "власть"?

Глава-приложение 6.
Почему никто России
не хозяин

Глава-приложение 7.
Почему немцы "стучат"

Глава-приложение 8.
Почему Москва такая

Глава-приложение 9.
Почему
в наличной России
честные выборы
бессмысленны


ЧАСТЬ 13.
МАЛОЕ ОБЩЕСТВО: ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ И ИМЕНУЕТ

Глава 9.
Как добиться правды и справедливости

1.
Правда и справедливость — любимые темы в России. Еще бы — «страна правдоискателей».
И все, вроде бы, их хотят — и правды, и справедливости.
И то же время многие говорят, что никакой правды и справедливости в «этой жизни», «в этой стране» нет и быть не может.
И говорят они совершенно правильно.

Именно.
Если эта самая правда и справедливость где-то и как-то и случаются, то всё-таки это именно исключение, но никак не правило. Если некий «начальник» или кандидат в «начальники» (в «президенты», «мэры» или «депутаты») начинает что-то говорить о правде и справедливости, то можно не сомневаться ни капли — он лжет (сознательно или бессознательно).
Но он именно лжет — и лжет объективно.
Потому что правда и справедливость в наличной России невозможны объективно.
Почему?

2.
Ответ очевиден.
Потому что правда и справедливость суть явления социальные — они рождаются в социальности (обществе) и живут в ней.
А в асоциальности (разобществе и взаимном отчуждении) жить не могут.
Вот и не живут.
Потому и искать их там бесполезно — их нет.
И быть их — не может.

Ведь в чем выражается социальность?
Если всё упростить до рабочей сути, то выглядит она так.
Люди собрались вместе, договорились вместе же, что есть справедливо, что нет, что есть правда, что нет, и это стало их общим убеждением, общей моральной ценностью. И эти люди строят свою общую жизнь, своё общение и взаимодействие сообразно с этой ценностью. Они договариваются о том, что будет нормой этого общения и взаимодействия.

Поэтому в этой среде, при таком «общественном договоре» и правда, и справедливость — возможны.
Потому что если кто-то в этом обществе от них отступает, то его общими усилиями к этой норме возвращают или из своего общества исключают.

А что говорить об асоциальной России?
Здесь исключать некого и не из чего.
Здесь могут быть только другие правила — асоциальные («выживает сильнейший» и т. п.).
Здесь никакого «общественного договора» нет, здесь каждый действует сообразно со своими интересами и своими возможностями.
Поэтому правда и справедливость в такой среде невозможны по определению.
Поэтому, когда некий «начальник» говорит что–то о «справедливости», то он объективно лжет (прим. 1). Быть иначе — просто не может.

2.
Как же добиться справедливости и правды?
Это можно сделать только одним способом — только добившись для начала социальности в России, то есть, только сделав здесь Малое общество.
Потому что эти ценности могут жить только там — только там возможен «общественный договор».
Там есть кому с кем договариваться, там есть кому следить за соблюдением договоренностей.
Там правда и справедливость просто не смогут не жить, иначе не сможет жить само это Общество.
Потому что «общество», где нет ни правды, не справедливости (то есть, социальных или общественных правил), уже не общество. Каковым не-обществом современное «российское общество» и является.

То есть, надо сначала построить «дом» для этих ценностей.
Понятно, что и его строительство должно вестись на основе этих же ценностей.
Будет в России такой «дом», будут там жить эти ценности — будет, таким образом, в России и справедливость, и правда.
Можно будет, по крайней мере, указать, где они в России живут — можно будет указать на Малое общество.
Всякий иной путь — не путь вовсе.
Всё иное — не решение проблемы в принципе, пустые хлопоты, только слова о правде и справедливости, то есть, всё та же ложь-болтовня.

Отступ. 1.
И этот путь есть единственный путь к реализации мечтаний иных русских философов.
Многие из них писали о желательности такого положения вещей, когда будут в стране и справедливость, и правда, и моральные ценности, когда будет и своего рода «этический контроль», чтобы хотя бы можно было называть вещи своими именами (вор — это вор, лжец — это лжец, и т. д.).
Но как это сделать на деле, они не сказали.
И потому их мечты остаются мечтами.
А сделать это можно только одним способом — тем, что описан выше (прим. 2).

*

ПРИМЕЧАНИЯ
Прим. 1.

Впрочем, разговоры о справедливости Олигархия заводит крайне редко — почти не заводит вовсе (если это, конечно, не "справедливая цена на газ").
Потому что Олигархии крайне неудобно говорить на такие темы — «разговор на эту тему» для неё просто опасен. Ибо при этом её собеседник просто не сможет не смотреть на саму Олигархию, а значит, просо не сможет не увидеть и её объективную несправедливость, и её неправду, то есть, аморальность.

Потому что Олигархия любит говорить о другом. О чем и говорит — про «законы рынка», про «олигархов» (плутократов, порожденных ею же, Олигархией), про «эффективную экономику», «эффективных собственников», про «передовой мировой опыт» и прочее.
Она полагает, что эти разговоры разрешает ей быть аморальной. Какая еще мораль? «Рынок диктует свои законы».
Потому что Олигархия, и сам первоолигарх предпочитают говорить не об «абстрактных моральных ценностях», но о законности (надо-де законы соблюдать).
Конечно, надо. Теоретически говоря.

Но что такое наличные российские законы — объективно?
Объективно, это воля и интерес самой Олигархии, оформленные ею же законодательно.
Это интерес Олигархии, ставший законом для всех.
Понятно, её нравится говорить, что «законы надо соблюдать». Такой разговор и удобен, и выгоден, и безопасен.
Ясно, почему.

Во-первых, тут сама форма хороша — не придерешься. Само слово тут на Олигархию работает. «Закон». А кто против закона и законности?
Понятно, что все порядочные люди «за».
И все они таким образом за интерес и волю Олигархии.
Очень удобно.

Во-вторых, всегда есть что ответить недовольным.
Так, если кто-то считает, что правда и справедливость попраны, то члены Олигархии (центральной или местной) его пошлют в суд (как это они и делают — «обращайтесь в суд»), где правдоискателю прочтут всё те же самые законы — законы объективного беззакония, кодифицированный интерес и волю Олигархии.
И суд, и закон естественным образом превращаются в фарс.
А это именно и естественно, и логично.

Потому что правда, справедливость и законность суть явления одного рода: это — социальные явления.
А в асоциальности они существовать не могут. Вот их и нет.
Логично.

А если первоолигарху случится всё-таки говорить на «темы морали» (надо «обозначить тему»), то говорит он о них тоже очень характерно (см. доп. 1. к прим. 1).

Прим. 2.
Например, был такой русский философ — Дмитрий Панин, автор книги «Держава созидателей». Там он пишет о том, что надо бы сделать так, чтобы был в человеческом общежитии «этический контроль». Он нужен для того, чтобы хорошим людям было хорошо, а плохим людям — плохо, чтобы не они правили хорошими людьми, а наоборот.

Но как это сделать?
Практического пути к этому положению вещей не указал.
А сделать это можно только одним способом — тем, что описан выше.
Потому что такой контроль возможен только в замкнутой системе отношений — в обществе, где есть свои правила, соя этика, где есть, соответственно, свой контроль (этический) за её соблюдением.
А в разобществе никакой этический контроль невозможен в принципе — за отсутствием и этики, и контролеров.

*

ДОПОЛНЕНИЯ
Доп. 1. к прим 1.

Всё-таки Олигархия играет роль государства, и иногда, волей-неволей, ей надо (по обряду словоговорения надо) поговорить о морали и нравственности.
Но даже когда она делает это, то делает она это так, как только и может — по-олигархически.
Она говорит не о том, что мораль — это хорошо само по себе, что это есть единственный путь к нормальной жизни.
Она говорит, что надо соблюдать нормы морали потому, что так легче зарабатывать деньги, это помогает бизнесу. То есть, главное тут не мораль сама по себе, но деньги.

Например, в своем 6-ом «президентском» послании Путин решил сказать «об уровне общественной нравственности и культуры», чему и посвятил 13 фраз этого послания.
Там он сказал, что отступление от элементарных норм морали («ценностей непреложных и непреходящих») плохо сказывается на «высокой деловой репутации», которая «всегда была достойны залогом при заключении сделок».
Там он также сказал, что «без следования общепринятым в цивилизованном обществе нравственным стандартам и современным российский бизнес вряд ли может рассчитывать на то, чтобы признаваться респектабельным». И добавил, что без соблюдения этих правил российский бизнес уважать не будут не только во всем мире, но и «внутри и своей собственной страны».

И это было практически всё, что "президент РФ" смог сказать на «темы морали и нравственности».
То есть, он призвал бизнес-партнеров Олигархии и её «социальную» опору вести себя прилично — во имя бизнеса.