ПРИЛОЖЕНИЕ 6 К ЧАСТИ 4 "КАКОЙ В РОССИИ СТРОЙ".
ОЛИГАРХОПОЛИЯ ВМЕСТО ГОССЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.
ИЛИ ПОЧЕМУ ИНОСТРАНЦЫ ГЛУПЫ
1.
И опять встает проблема языка: как правильно называть эти самые «государственные корпорации», которые Олигархия теперь создает во всех отраслях?
«Правильно» — в смысле, чтобы не врать самим, что не подхватывать и не повторять ложь тех, кому лично выгодно именовать эти образования «государственными».
А это именно ложь.
Ибо какие же это «государственные» корпорации («Роснанотех» и пр.), коли они таковыми не являются ни по форме (см. устав), ни по сути своей деятельности (см. судьбу их прибыли, равно как и существо нынешнего «государства»).
2.
Наверное, их можно было бы назвать «олигополиями» — по образцу «монополии». С той лишь разницей, что в одном случае «моно» (один), а в другом — «олиго» («немногие»). И здесь было бы прямое указание на тех, кто эти псевдогосударственные обманки создает — Олигархия.
В самом деле, есть тут указание и на Олигархию — это всё то же знакомое oligos («немногие»), и на главный предмет занятий и этих «немногих», и этих олигополий — poleo, то есть, «продаю, торгую».
Отсюда, понятно, и олигополия.
Всё логично. И по семантике, и по рабочей сути этого слова — Немногие создают немногие же — по одной-две на отрасль — корпорации, которые «работают» с тем, что принадлежит Многим. А это нефть, газ да и просто деньги — бюджетные деньги, пущенные в де-факто частный бизнес своих людей, скажем, на те же нанотехнологии Михаила Ковальчука.
3.
Но, увы.
Этот термин уже «занят» — он существует уже давно и имеет своё общепринятое экономическое значение, которое можно найти как в русских, так и в иностранных словарях (англ. — oligipoly).
А там мы читаем, что олигополия — это «термин, обозначающий ситуацию на рынке, когда неск. крупных конкурирующих фирм монополизируют произ-во и сбыт осн. массы продукции в отрасли» («Большой энциклопедический словарь», 2001).
Так что — «занято».
И очень удачно, заметим, «занято» это слово. И очень жаль, что оно — «почему-то» — малоупотребительно нашими СМИ, ибо описывает тот «рынок», который построен в России, очень выразительно.
Отступ. 1. КОГДА ВМЕСТО ОТРАСЛЕЙ — ОТРАСЛЕВЫЕ ОЛИГОПОЛИИ
В самом деле, это описание очень удачно. Особенно если не смущаться этим словарным «идеализмом» — словом «конкурирующих».
Потому как никакой конкуренции между ними в России нет — как между «государственными» компаниями, так и между частными.
Первые не конкурируют, потому что им и конкурировать не с кем (с кем, например, конкурировать Газпрому или «Роснанотеху»?), да и нет в том никакого смысла, потому как хозяин у них один. Это «государство» или Олигархия.
А вторые не конкурируют потому, что им делать это совершенно незачем.
Зачем, в самом деле?
Они и так себя прекрасно чувствуют, и без этих вовсе ненужных им «капиталистических штучек».
Так мы имеем в разных отраслях «народного хозяйства» России именно классические олигополии — нефтяную, газовую, алюминиевую, нанотехнологическую и т. д.
Потому что каждая из этих отраслей контролируется или двумя-тремя компаниями, или одной крупнейшей, вокруг которой вьются совсем уж маленькие «хозяйствующие субъекты», влияние которых на отрасли вовсе неощутимо.
Скажем, в российской газовой отрасли де-факто одна компания — Газпром. А всякую зависимую от него мелочь (ведь Газпром — это само «государство») можно не считать вовсе.
Скажем, в нефтяной отрасли действуют совсем немногие фирмы — «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и еще несколько тех, чьи «бренды» так сразу и не вспомнишь.
Скажем, в алюминиевой отрасли до недавнего времени действовали только две фирмы — «Русал» Дерипаски и «Суал» Вексельберга.
А про нанотехнологии и говорить не приходится: вряд ли кому-то позволят ими всерьез заниматься помимо «Роснанотеха» Ковальчука. Он и его партнеры все бенефеции от этих технологий уже скалькулировали и учли как свою законную прибыль.
И т. д. и т. п.
Не говоря уже про прочие «государственные корпорации».
Словом, классическая олигополия.
Этот термин подходит к российскому отраслевому «рынку» так хорошо, что одно это слово отлично снимает многие вопросы, которые этот же «рынок» и вызывает. Будь то тема коррупции (почему никак она не побеждается), будь то преактуальнейшая для Многих тема бензина (почему он в нефтедобывающей России стоит столько же, сколько и в Америке).
Ответ один — олигополия (прим. 1).
Отступ. 1. КОГДА ВМЕСТО РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ — РОССИЙСКАЯ ОЛИГОПОЛИЯ
Олиграхическая логика действует повсеместно — отраслями не ограничивается.
Поэтому отраслевые олигополии стремятся к своему идеалу — монополии.
Поэтому отрслевые олигополии превращаются монополии — у жизни в Олигархии свои законы. И эту жизнь не остановить. "Смысл жизни — экспансия" (Сахаров).
Примеры этой монополизации отраслей известны.
Так, в газовой отрасли никакой олигополии уже нет, она равна монополии по имени Газпром».
Так, в алюминиевой отрасли также более нет олигополии — в марте 2007 года «Русал» и «Суал» слились в одну компанию, равной всеё русской алюминиевой отрасли. И имя её — «Росал» («Российский алюминий»).
Так, и в «нефтянке» та же олигополия скукоживается, как шагреневая кожа. То, что позавчера было «ЮКОСОМ», а вчера — «Руснефтью», стало «Роснефтью». И процесс монополизации идет и дальше.
А про судостроительную, самолетостроительную и прочие корпорации и говорить не приходится — тут и так всё известно.
Что, собственно, происходит?
Олигополии из отраслей уходят — из особо прибыльных отраслей, понятно. Они превращаются в монополии.
Теперь олигополией становится вся российская экономика, в которой действуют монополии-отрасли.
Как назвать такой странное устройство экономики? Ведь ясно, что одним марксистским словом «капитализм» тут точно не обойтись, даже тем, кто ему верить и готов им пользоваться.
Марксисты назвали бы это её устройство так — «монополистический капитализм».
Современные западные политэкономы зовут это иначе — «экономика олигополий», «олигархический капитализм» или «олигархическая экономика».
Последний термин предсталяется вполне рабочим, практически адекватным.
Ибо пример этой экономики — перед глазами.
Словом, термин «олигополия» и хорош, и выразителен, и на своем месте. Он отлично описывает ситуацию в российской экономике.
Но вопрос остается вопросом: как же тогда именовать «государственные корпорации»?
Чтобы не называть черное белым, то есть, сугубо олигархическое заведение — «государственной корпорацией»?
4.
Теоретически, их тоже можно было бы так назвать — «олигополия».
Понятно, что при этом нужно будет сделать оговорку, уточнить, что олигополии бываю разные (как, скажем, и в случае монополии). Мол, есть олигополия как описание ситуации на рынке (см. выше), и есть-де олигополия как субъект этого самого рынка. Разные вещи.
Да, так и можно было бы поступить.
Но тут всё-таки есть вероятность путаницы: кто-то будет толковать это понятие по словарю, кто-то — «по жизни». И, чтобы избежать этих досадных недоразумений и неизбежных тут оговорок («да вы ж меня не так поняли» и т. д.), лучше всё-таки придумать для этих корпораций специальное слово.
Скажем, это может быть слегка модернизированная всё та же олигополия, но с соответствующим акцентом на слове «олигархия».
Скажем, так — олигархополия. Почему нет?
Так будет и точнее, и выразительнее, да и термин будет иметь целевой, исключительный — уникальный характер. Именно.
Потому что он вполне сообразен с уникальной же русской спецификой.
То есть, что такое олигархополия?
Это центр прибыли, созданный Олигархией для реализации (продажи) Общего ресурса в личных целях олигархов и их бизнес-партнеров.
Естественно, и всё это под прикрытием слов о «государственности» и «государстве». Черное именуют белым. Обычная для современной России история.
5.
И тут самое время сказать о «глупости иностранцев». В чем она?
А в том, что они черное не отличают от белого, и именуют белым черное.
Ведь каковы общие для западной прессы комментарии по поводу создания этих самых «государственных корпораций»?
Там почти все и почти в один голос пишут об одном (привычном и понятном западному обывателю) — о путинской «национализации», о том, что Путин «огосударствливает» экономику, о том, что «государство наступает на частный бизнес». И т. д. и т. п. Словом, полное-де торжество «государства» и всемерное укрепление его позиций в русской экономике.
Примерно так вот об этих самых олигархополиях и пишут.
То есть, люди очевидного не видят (и самым явным образом) — и того, что собственно государства в РФ нет, и того, что эти корпорации назвать «государственными» можно только в порядке тонкой иронии.
Но тамошние аналитики говорят о «наступлении государства» в РФ всерьез.
Что, конечно. Очень глупо. Без кавычек.
И ладно бы, если бы так говорили наши «либералы» (как они дружно и говорят), но на то они и либералы. То есть, как правило, представители российской интеллигенции и, соответственно, сполна наделенные её комплексами и пороками (что достойно отдельного, понятно, разговора). То есть, они реальности не видят и ею не оперируют — они оперируют словами. И верят им.
Они верят, что Путин и его партнеры суть «государство», и, значит, всё, что они создают, просто не может не быть «государственным».
Ладно бы только эти верхогляды-доктринеры.
Но в чем тут ирония ситуации?
В том, что так говорят и думают западные люди, которые есть что с чем сравнивать — хотя бы со своим государством и его государственными корпорациями. Тем самым государством, все институты которого имеют, как правило, такие эпитеты — «национальный» (national), «публичный» (public) и т. д.
А не «государственный», как в России. То есть, буквально «царский».
Дело, понятно, не в словах — они тут лишь символы.
Главное, что там государственные институты, тем более, государственные «хозяйствующие субъекты» существуют и в общественных интересах, и под контролем общественных же институтов. Это и пресловутая прозрачность, и обязательность отчетов и т. д. и т. п. И всё эти понятно. И логично, ибо речь идет именно о «публичных» корпорациях. То есть, если по-русски, собственно — по-настоящему — государственных.
Спрашивается: какое отношение все эти приятные и правильные вещи имеют к российским «государственным» фирмам?
Никакого.
Именно потому, что последние суть олигархополии.
Или, если смущает это новообразование (слишком-де авторское), просто сугубо олигархические заведения.
И не видеть этого, действительно, глупо.
**
ПРИМЕЧАНИЯ
Прим. 1.
1.
Так, многие недоумевает: почему коррупции в РФ меньше не становится?
А почем её должно быть меньше?
Ведь коррупция — это не только и не столько взятки. Взятки на фоне собственно коррупции — мелочь. Даже если они исчисляются миллионами.
Коррупция — это прежде всего извращенное, ложное устройство и государства, и его экономики. И это извращение включается в себя массу явлений.
Например, непотизм или, если по-русски, «семейственность». Это когда, скажем, родители устраивают своих детей на теплые места.
Например, та же самая олигополия, когда в той или иной отрасли исчезает конкуренция и отраслевые «хозяйствующие субъекты» обеспечивают себе прибыль за счет и своего де-факто монопольного (пусть и на двоих) положения на рынке, и за счет неизбежных в этом случае связей в правительстве.
Всё это есть и коррупция — и непотизм, и олигополия.
Так как же тут «бороться» с коррупцией, коли и бороться с ней некому, коли эти самые явления суть краеугольные камни русской Олигархии, коли они сознательно и целенаправленно (см. «государственные корпорации») ею же и формируются, и выстраиваются?
2.
Почему бензин в Москве стоит столько же, сколько и в Нью-Йорке?
А почему должно быть иначе, коли в российской нефтянке царит именно олигополия?
А в этом случае, как давно пишут учебники по экономике, эти немногие фирмы, «держащие» рынок, всегда стремятся задирать цены до максимума. Он в нашем случае известен — биржевая цена на нефть.
И, как пишут те же учебники, для такого задирании цен олигополии нужна самая малость — только предлог. А предлог тут есть — та же самая биржевая цена на нефть.
Конечно, теоретически, «государство» может цыкнуть на нефтяные компании и «велеть» им снизить цены до указанного предела, не думать о сверхприбылях.
Но — «теоретически».
Потому что в нашем случае «цыкать» — некому. В самом деле, кому? «Правительству»?
Но там сидят не столько министры, сколько бизнес-партнеры этих же самых нефтяных компаний. Когда их несколько и они «держат» рынок, то и личные связи, и связи деловые, и особо доверительные отношения между чиновниками и нефтяными «баронами» просто не могут не возникнуть.
«Кругом свои». Ибо и те, и другие суть члены одного «клуба».
|