Дополнение
«В России есть депутаты»
(ложь «депутатская», соответственно, ложь «депутатско-выборная»)
1.
В чем состоит тут состоит интеллектуальная пошлость такого понятие, как «депутат» российский — «депутат» любого уровня?
А в том, что он — вовсе не депутат.
Сказано же, что пошлость — это всегда и глупость, и ложь. Вот тут эта многогранность лжи отлично и проявляется.
Именно: слово такое есть — «депутат», а самого депутата — «нету».
Почему?
Потому, что они, «депутаты», лишены в РФ того, что делает депутата депутатом.
Потому что это только форма, лишенная содержания, это только слово, лишенное дела.
Потому что и «депутатские выборы» в РФ вовсе не предусматривают тех последующих действий избирателя, которые — единственные — придают этим выборам суть и смысл.
О чем тут речь?
О главном.
Выбрать — ведь не всё дело. И даже не полдела.
Это лишь создание условий для этого дела — обретение персонажа, с которым это самое дело и предстоит (не убоимся тавтологии) проделавывать.
О чем речь?
О главном же. О контроле за «народными избранниками» со стороны его избирателей — о том, что единственное делает депутатов депутатами.
Вопрос: этот контроль в РФ — есть?
То есть: избиратели «управляют» своими избранниками (будь то местные депутаты, будь то думские), контролируют их, и, в случае надобности, отзывают?
Нет, конечно.
Такого обычая в РФ нет и в заводе.
За всю историю (с 1991 года по настоящий день) «демократических выборов» в РФ ни один народный избранник не были отозван своим избирателями.
Хотя, как известно, поводов к тому было предостаточно. И с этими избранниками проделывалось многое другое. Их порой «власть» сажала тюрьму, лишала его «депутатства», всяко–разно наказывала, а их бизнес-партнеры их иногда просто «тупо» убивали — за всякое-разное же. Словом, было с ними много чего.
Не было только одного и главного — отзыва избирателями своего избранника.
Такой вот логичный «парадокс».
А не было такого потому, что его и быть не могло.
И потому что так и не была за все эти годы разработана соответствующая процедура.
И потому (и это тут главное), что если бы даже она и была, то всё едино она оставалась бы втуне — избиратель ею бы не пользовался.
Почему?
А по самой простой причине. Как известно, в одиночку никто никого не может ни контролировать, ни, тем более, отозвать. Нужно солидарное действие. Нужно избирателям как-то договориться, как-то согласиться, как–то соединиться, как-то взаимодействовать. И делать это — солидарно.
А вот это есть как раз то, что у русских избирателей никак не получается.
Почему?
Потому что они суть именно массы (асоциальны, «глупы» и пр.), потому что они суть русские массы, а тут, как это всем известно, с «договориться-объединиться» совсем плохо. И это «плохо» давно уже стало всеобщей притчей во языцех.
Массы — асоциальны, русские массы — асоциально базово и принципиально.
Вопрос: что такое выборы в этих условиях?
Извращение и ложь.
С чем их можно сравнить?
Скажем, со свадьбой, которая этой самой свадьбой и заканчивается. Гости разошлись, и всё идет дальше так, как шло и прежде.
Хотя ведь ясно, что главное в свадьбе — вовсе не свадьба, а то, что идет за нею, что «потом» — семейная жизнь, общий дом, общие заботы, общие радости, и, главное, дети.
А тут — ничего этого нет.
А тут — только свадьба.
А тут — только тосты, пожеланья, чоканье, чмоканье, закусыванье и пересчет подарков с обеих сторон.
Всё.
Так и это голосование есть только голосование (сование бумажки в урну).
С чем их можно сравнить еще?
А еще это похоже (коль уж образ кухарки у нас с ленинских времен популярен) на «кухаркины выборы».
То есть, человек выбирает себя повариху, но при том условии, что он не имеет права ни контролировать её стряпню и расходы, ни, тем более, определять своё меню. А при сём он обязывается «верить» этой кухарке («других-то нет») и «лопать, что дают». Да, и уволить её он не может тоже. Он должен её «терпеть» (сам ведь «выбирал») и ждать 4 года. Тогда он сможет (если сможет) сменить её на другую.
Но, что характерно, — ровно на тех же самых условиях.
«А смысл?».
Отступ. 1.
Это как в фильме «Волга-Волга» по поводу бракованной балалайки, которая «не звучит»: «…Возьмите у товарища брак и выдайте ему другой».
2.
И встает, соответственно, вопрос: что такое в РФ выборы депутатов, коли эти депутаты — не депутаты?
Ясно, что это не выборы депутатов.
Ясно, что это объективная ложь — ложь (если их и далее классифицировать) «выборно-депутатская»).
И ясно, почему.
Как нельзя выбрать себе мясо («что получше», «что менее плохо») на рынке, коли его там нет, таки нельзя выбрать себе депутата, коли его тут нет и быть не может.
Выборы депутатов в РФ — это объективная ложь. По факту.
И это, заметим, не просто ложь.
Это, заметим, ложь институциональная, освященная всеобщим — именно массовым — мнением, что таковые «выборы» есть именно выборы, и потому участие в них есть ни что иное, как «гражданский долг» российского гражданина.
И именно так, как «гражданский долг», они мыслятся и массами русских голосователей, и теми выходцами из масс, которые эти самые выборы устраивают.
И именно так эти самые устроители об этом самом «долге» и говорят.
Скажем, как в том телеролике от Центризбиркома (от имени «государства»), который крутился по ТВ в октябре-ноябре 2007 года. Там речь шла о выборе депутатов по партийным спискам, то есть, о выборах партий, то принципиальное понимание этого самого гражданского долга тут, понятно, то же самое, как и во всех прочих выборах, — надо придти, надо проголосовать, надо опустить бумажку в урну.
Всё.
Более ничего.
О том речь в этом самом ролике и шла.
Так эти самые выборы русскими массами и понимаются — везде, всегда, всеми.
Отступ. 2.
Там некий дядечка самодовольно-профессорского вида излагал неким «как бы» студентам именно такое, русско-массовое понимание «гражданского долга» — вместе с рассказом о самой процедуре голосования. И его изложение было, соответственно, простым, как и сам его предмет (процедура голосования).
А именно:
«Процедура голосования настолько проста, что с нею легко справился бы и ребенок, обладай он правом голоса.
У вас, совершеннолетних граждан России, такое право есть.
Всё, что нужно — это придти на избирательный участок по месту жительства. Там предъявить избирательной комиссии паспорт, получить бюллетень для голосования и, пройдя в специальную кабину, поставить галочку — напротив выбранной вами партии. После чего — опустить бюллетень в избирательную урну.
Всё!
С чувством выполненного гражданского долга вы можете возвращаться домой — ждать результатов голосования».
Конец текста.
Звучит музыка и голос за кадром: «Все на выборы 2 декабря. Голосуй за будущее России».
Конец ролика.
Возникает совсем простой вопрос: разве гражданский долг — долг гражданина (хозяина своей страны и пр.) состоит именно в этом?
Разве он в том, чтобы выбрать из предложенного списка того, кому он «верит» (кто «менее противен»), проставить против него (человека, «партии») птичку и беззаветно «довериться» ему на все четыре года?
В самом деле, как обычно голосует русский массовый избиратель?
Известно до пошлости же: по принципу «меньшего зла».
Потому что «остальные еще хуже», потому что «других-то нет», потому что «ну, надо ж кого-то выбрать, так пусть хоть этот, он вроде уже нахапался, а те еще голодные», и т. д. и т. п.
Так голосует и массовый избиратель, так ему говорит и массовый же выбиратель (Путин), когда агитировал его (13 ноября 2007 года «на встрече с красноярскими рабочими») за свою «партию» по имени «Единая Россия» («...Лучшего всё равно у нас ничего нет»).
То есть, вопрос стоит так: гражданский долг состоит в том, чтобы всегда выбирать зло, пусть и «меньшее» (что неважно, ибо оно всё равно вырастет)?
Или так (чтоб совсем уж было просто): состоит ли гражданский долг гражданина в том, чтобы всегда выбирать для своей страны зло?
Нет, конечно. Гражданский долг — точно не в этом.
Такое «понимание» долга есть именно его опошление — до прямого извращения, до полного «наоборот».
То есть, это именно ложь, и ложь сама себя никак не стесняющаяся, ложь, как все это знают по русским реалиям, высокопафосная — «гражданский долг и всё такое».
Слышали всё это все и с самого детства.
А долг гражданина (хозяина своей страны) состоит вовсе не в этом. Если говорить именно о долге.
Он состоит в том, что контролировать своего наемного представителя (депутата) или своего администратора (скажем, президента или наемного «менеджера», как Путин сам себя назвал).
Потому что исходный мотив так, по-граждански, понимаемого гражданского долга состоит в том как раз, чтобы заранее или априорно не «верить» ему, заранее ему именно и принципиально не «доверяя».
А и то: почему, собственно, он должен ему верить?
Нет к тому никаких рациональных оснований.
Гораздо рациональнее поступать как раз иначе: не грешить пошлым идеализмом — искать идеальную сущность (живого ангела во плоти), которой можно «доверять», и «верить», которую можно делать «депутатом», но искать способы общественного контроля за тем, кто хочет стать этим самым депутатом.
И логика тут проста и очевидна, она была растолкована еще Наполеоном: «Поставьте мошенника у всех на виду, и он будет действовать, как честный человек». Именно. А этот император, как известно, был неплохой «менеджер по кадрам», хотя и преступник и против Франции и против человечества. Знал, о чем говорил.
И ровно эта же логика, конечно, должна действовать в случае выборов вообще, русских выборов в частности, и выборов «президентских», «парламентских» и местных, если уж говорить уже конкретнее.
Отступ. 3.
Кстати, как раз местные «выборы» тут особенно показательны, коль скоро в мэрских руках оказывается и власть и над городом, и над его деньгами (общими деньгами), и над его всеми ресурсами, коль скоро «работа» с ними происходит буквально «на глазах у изумленной публики».
Но русские массы, как известно, поступают строго наоборот.
Они ищут в самовыдвиженце в мэры (как правило, из местных предпринимателей) «честного человека» (а чаще всего просто способ избавиться от старого мэра-мошенника), а потом дружно удивляются, что новый мэр оказался мошенником еще большим.
И тут они просто разводят руками: «Надо же… Обещал вон чего, а сам — вон чего…».
И т. д. и т. п.
А в чем проявляется это «мошенство», также всем хорошо известно (прим. 1).
Но удивляться решительно нечему: всё именно так, как и должно быть. Человек слаб, как известно, он, как известно, крайне жаждет «гламура». И он слабеет тем больше, чем больше власти и денег оказывается в его руках, чем меньше за этими руками оказывается контроля. Таким образом, наличная Россия — идеальное место для такого рода человечьего «ослабления» и его материального укрепления.
Словом, всё тут тоже известно до пошлости.
Так чему, спрашивается, удивляться?
Именно что нечему.
Словом, все очевидно и логично.
Долг хозяина дома или предприятия не просто выбирать себе слуг и работников их всех желающих подзаработать, но контролировать их, чтобы дело этой «подзаработкой» не кончалось бы — чтобы взамен её получить искомый продукт или услугу. И соответствующие хозяйские прописные истины известны — «всё должно быть под контролем», «доверяй, но проверяй», «за всем догляд нужен», «глазок-смотрок» (Гоголь) и т. д. и т. п.
Долг гражданина — ровно в том же, чтобы контролировать своих наемных представителей-администраторов.
Потому что главное в выборах — это не «доверие» (как в России, когда людям предлагают именно пошлую глупость: «Выбирайте тех, кому вы доверяете»), а именно недоверие. Недоверие с последующим контролем, который придает выборам смысл.
И нет тут, заметим, никаких новаций, открытий или «интеллектуального прорыва».
Всё это известно и азбучно с античных еще времен — с тех самых пор, как существует демократия как процедура выборов, и прочие её процедуры.
Недаром у тех же самых древних греков в период развития их демократия («золотой век Перикла» и пр.) собственно выборов часто не было вовсе. А многих администраторов (начиная начальником афинского рынка, кончая архонтом) назначали простым жребием (если все кандидаты были равно достойны, а избиратели в Народном Собрании не желали зря «морочиться»).
Почему?
Потому что было в этих «выборах по жребию» главное — контроль за избранником.
Форма, как видим, ничто (она может меняться), но содержание, как видим, — всё (и оно тут оставалось неизменным, если угодно, ленинским — «учет и контроль»).
Недаром древний грек Демосфен называл «лучшим ограждением от тиранов недоверие граждан» (к своим администраторам-представителям, понятно).
Недаром и «революционный демократ» Робеспьер рассуждал в том же самом, демосфеновом духе: «Основная добродетель гражданина есть недоверие».
И т. д. и т. п.
Так люди понимали гражданский долг — долг хозяйский.
Вопрос риторический: какое отношение имеет к собственно гражданскому долгу имеет тот «гражданский долг», о котором говорят обычно в России?
Тот «долг», который заключается в том, чтобы «выбирать сердцем», голосовать за тех, кто «вызывает наименьшее презрение», словом, выбирать «наименьшее зло», просунув бюллетень с его именем в щель урны (как правоверный иудей записку с просьбой к Богу — в щель «Стены плача»), и потом все четыре года слушать утешения: «Ну, ничего, в следующий раз выберете себе тех, кто еще лучше…»?
А утешителям при сём будут вторить сами обидчики («власть»), говоря, как тот тренер проигравшей команды: «Ничего, в следующий раз мы сыграем еще лучше».
Ну да. Слышано это всё было в России не раз, и повторялось столько же.
Так — какое?
Ровно то же самое, понятно, как наличные русские «выборы депутатов» к собственно выборам депутатов.
Ровно то же самое, какое отношение имеет пошлость к оригиналу, ложь — к правде.
То есть, ровным счетом никакого.
О чем и речь.
*
ПРИМЕЧАНИЯ
Прим. 1.
Как примерно выглядит хроника обычного в РФ мэрского «мошенства»?
Известно, как.
Скажем, если новый мэр в неком городе человек пришлый, он выгоняет с хороших постов в местной администрации аборигенов и заполняет их своими земляками, а также просто своими добрыми знакомыми или партнерами по бизнесу.
Это примерно как Путин: переехал в Москву, а с ним переехали и его «питерские».
И так повсеместно.
Да и почему, опять же, повсеместно должно быть иначе?
Везде массовые люди одинаковы, как и логика их поступков.
Скажем, если «мэр» был прежде предпринимателем, то он идет «в мэры» затем, чтобы зарабатывать еще больше (ведь его бизнес-логика и жизненные установки отнюдь никуда не деваются).
И он начинает зарабатывать, скажем, на известных условиях партнерства с фирмами–инвесторами.
И под самые сладко-мэрские слова («развитие» и пр.) иной старинный русский город сносится местами (особо вкусными) под нож и застраивается в ударном порядке (без или помимо Генплана и, тем более, без каких-либо с кем-либо объяснений) «торгово-офисно-развлекательными центрами» в несуразно большом количестве — массово же. («Мэру» и его партнерам-инвесторам хочется ведь не просто «заработать», но «хорошо заработать». Потому люди просто «колотят бабки»).
Это примерно как Лужков в Москве.
А Москва на то и столица нашей Родины, чтоб и пример подавать иным городам, и служить зеркалом общероссийской городской жизни и городского же бизнеса.
А то — она же столица.
И т. д. и т. п.
Примеры всем хорошо известны.
|