Серов Вадим Васильевич |
||
Конструирование поделки из бумаги и картона only-paper.ru. | ||
ДРУГИЕ КНИГИ Савва Мамонтов: человек русской мечты Садовой История крылатых слов и выражений: происхождение, толкование, употребление |
САВВА МАМОНТОВ: ЧЕЛОВЕК РУССКОЙ МЕЧТЫ
Глава 7. Мамонтовский кружок Занятия бывших «римлян» и их новых товарищей были очень разнообразны. На это вопрос ответила Е. Д. Поленова в одном из своих писем: «Собственно прелесть и польза этих собраний,— писала Е. Д. Поленова,— не в том, что на них производится, а именно то, что собираются люди одной специальности. Обмен впечатлений и мыслей важнее самой работы». Желание совершенствовать мастерство и поддерживать постоянное общение породило воскресные акварельные утра. Они, правда, устраивались не только в доме на Садовой, а поочередно еще у Третьяковых, Поленовых и Суриковых. Рисовали или лепил не в молчании — обычно звучал голос или музыка. Так, порой одной сонате Бетховена порой посвящался целый вечер. Проигрывали ее целиком, по частям, повторяли наиболее понравившиеся или созвучные чьему-либо настроению места. Вспоминали биографию композитора и историю создания отдельных произведений. В этих случаях литературную часть готовил заранее кто-то один, чаще всего Остроухов. Любя музыку, великолепно в ней разбираясь и чувствуя ее, он приносил с собой на Садовую много интересного из музыкальной жизни, за которой следил пристальней, чем кто-либо другой. Он спешил скорее написать своим друзьям, если был не рядом, о том, как «чудный огненный оркестр поет такие саги, которые никто, кроме музыки, рассказать не может». Остроухов, как, впрочем, и все в кружке, был большим поклонником искусства Рубинштейна, о котором мог говорить и писать много. В домена Садовой, получая очередное письмо Остроухова (он ездил в Петербург слушать концерты Рубинштейна), обязательно читали вслух: «Рубинштейн играл, точно у себя в доме, говорил, рассказывал, шутил, объяснял не сухо, но с жестами, называл вещи, перед которыми заявлял, что вот это я уж вам сыграю… и действительно сыграл так, как никогда, нигде и никто: вся зала добрых пять минут дрожала от ливня аплодисментов, несмотря на строгий запрет выражать одобрение. Затем так разошелся, что одну блестяще другой проиграл: токкату, сонату... (и еще шесть вещей). Поразительно, я не мог спать почти всю ночь после такого концерта. Подробности при свидании». В кружке слушали новую оперу Чайковского «Евгений Онегин», когда она еще была далека от официальной постановки на сценах театров, а лишь однажды прозвучала в Московской консерватории, исполненная учениками. С музыкой оперы знакомила членов кружка первая исполнительница партии Татьяны Мария Николаевна Клементова. Эта певица была частой гостьей четверговых встреч на Садовой, доставляя много радостных минут своим голосом и получая много полезного для себя. Когда Мария Николаевна готовилась к дебюту в Большом театре, в доме на Садовой нашла она мудрых слушателей партии Маргариты. Для того чтобы облегчить ей работу, не один вечер был посвящен чтению «Фауста» и даже разыгрывались некоторые сцены. * Так возникла мысль об архитектурных занятиях. Если открытие древнерусской живописи было впереди, древнерусская архитектура уже властно приковывала к себе всеобщее внимание. И возникли в доме на Садовой архитектурные занятия с «целью изучения московских остатков древностей». Каждый член кружка избирал для себя в Москве какой-то объект, строение, подробно обследовал его, уточнял архитектурные особенности форм, детали кладки, орнаментов и другие украшения строения, историю создания. И всю собранную информацию доводил до членов кружка. Затем объект осматривался всеми участниками занятий. Такого рода сообщения о памятниках готовили обычно Елена Дмитриевна Поленова, Елизавета Григорьевна Мамонтова и Наталья Васильевна Поленова-Якунчикова, но выбор тем, объектов решался сообща. Чем больше ходили по Москве и смотрели, тем больше проникались красотой архитектурных творений. Неудержимая фантазия рисовала пейзажи Древней Руси: деревянные терема с резными столбами переходных висящих галерей, с рядом проемов, обрамленных резьбой, изображающей вымышленных зверей. Снова и снова смотрели и пытались понять: как приходили древние зодчие к безупречному силуэту сложных каменных конструкций, как удавалось придавать им удивительную скульптурность, стройность, откуда бралась эта радость красок в орнаментах, изразцах. А Москва открывала и открывала взору новые картины. Несмотря на дождь, мороз, даже вьюгу, прослушав очередное сообщение, ехали друзья из дома на Садовой по новым адресам. Виденное вызывало желание творить самим, и однажды Поленов предложил членам кружка проектирование какого-либо здания. Неделю готовили проект, а потом выполняли его из крошечных кирпичей и деталей, отлитых из цемента. К сожалению, нет сведений, кто за какой проект получил высшую оценку, но то, что такая давалась, известно. В кабинете Саввы Ивановича возникали выставки архитектурных творений друзей дома на Садовой, произведений их фантазии и таланта. Настало время, когда внимания кружка обратилось за пределы московских земель: в ярославские, владимирские, костромские, ростовские, новгородские и более северные края ездили члены Московского художественного кружка с той же целью изучения древнерусского искусства, архитектуры. Интерес к этому никогда не покидал, напротив, со временем углублялся, постоянно сопутствуя их собственному творчеству. Отступ. 1. * В доме на Садовой действия Павла Михайловича, его посещения вызывали немало толков и разговоров. Но и Третьяков внимательно следил за тем, что делают, над чем работают «питомцы Саввы». С некоторыми из них он здесь и познакомился. Живейшим предметом разговоров в доме на Садовой были художественные выставки Петербурга и Москвы — передвижная, периодическая, акварельная или выставки московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В художественной жизни Москвы члены мамонтовского объединения занимали ведущее место. Репин и Поленов, В. Васнецов и Нестеров, Серов, Коровин и Остроухов, А. Васнецов и Елена Поленова — их работы никогда не проходили незамеченными. Их ждали с нетерпением — что же покажут они па этот раз, что сделали за прошедшее время,— их ждали зрители, ждали художники, все, кто любил искусство. Публичных одобрений и порицаний выпадало на долю каждого с избытком. Молчанием их работы не обходили. В доме на Садовой серьезно относились к критике Стасова и Буслаева, прислушивались к Александру Бенуа, любя Адриана Прахова-человека, спорили с Адрианом Праховым-художественным критиком, и чаще всего не соглашались с ним. * Так, Поленов не только направлял одно время работу кружка, но и вводил в него новых членов. Одним их этих новичков стал художник Константин Коровин. «За вечерним чаем, где были Васнецов, Поленов, Репин,— вспоминал Коровин,— я увидел впервые Мамонтова — особенного человека». Коровин любил писать пейзажи, и весьма возмущался тем, что некоторые живописцы говорили о пейзаже, как о ерунде — мол, сучок у дерева можно рисовать и здесь и там, а вот рот или глаз надо «посадить» точно на место. «Так говорить о пейзаже,— возмущался Коровин,— когда в нем история души, отзвук, отвечающий сердечным чувствам! Это трудно выразить словом — это так похоже на музыку...». Так, совсем мальчиков вошел даже не в кружок, а в мамонтовскую семью художник Валентин Серов. Он рано остался без отца, его мать — Валентина Семеновна Серова, первая русская женщина-композитор, ученица Вагнера — была вечно очень занята, и Мамонтовы заменили юноше семью, а Елизавета Григорьевна — мать. «... Живу я у Мамонтовых...— пишет 5 января 1887 года Валентин Александрович своей невесте, Ольге Трубниковой, — я их так люблю, да и они меня, это я знаю, что живется мне у них легко... я прямо почувствовал, что и я принадлежу к их семье. Ты ведь знаешь, как я люблю Елиз. Гр. (Елизавету Григорьевну. — В. С.), т. е. я влюблен в нее, ну как можно быть влюбленным в мать...». Так, потом уже Серов введет в мамонтовский круг Михаила Врубеля. Серов знал, с кем в Москве познакомить художника, чтобы облегчить его жизнь, и не ошибся. «...Мы с Врубелем, — пишет Серов невесте,— в данное (начало 90-х годов. — В. С.) время находимся всецело у Саввы Ивановича, т. е. днюем и ночуем... Савва Иванович и Елизавета Григорьевна чрезвычайно милы с нами, и я рад, что они так ласковы с Врубелем». Отступ. 2. С тех пор, как Врубель переступил порог мамонтовского дома, художник обрел на своем трудном пути верную поддержку. На долгие годы, сквозь шумный гам насмешек, сквозь порицание и отрицание его искусства, Врубелю была протянута рука Саввы Мамонтова. Для Врубеля это было делом немалым. В доме на Садовой Врубель наблюдал знаменитостей артистического мира, здесь раздавались голоса лучших певцов, руки выдающихся музыкантов вызывали к жизни звуки несравненных мелодий, а на мольбертах в кабинете Саввы Ивановича стояли то натюрморты Коровина или эскизы его театральных декораций, то портреты Серова, то полотна Поленова. Здесь кипела жизнь, пропитанная духом искусства, читались любимые Пушкин, Лермонтов, Гоголь и Чехов, сюда сам он мог принести свои восторги, интересы, которые понимались и разделялись, здесь так же, как и он, любили и умели веселиться. * «Вот уже с месяц я пишу «Демона», т. е. не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура... Сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами. Обстановка моей работы превосходная—в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова». Принимает Врубель участие и в обустройстве мамонтовского дома — по его проекту строится флигель у дома. Это был заказ Саввы Ивановича: этот флигель, по мысли Мамонтова, должен был быть и стал мастерской Михаила Александровича. «Я занят, — писал Врубель сестре в конце 90-х годов, — ...постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошным фасадом, в римско-византийском вкусе... Скульптура вся собственноручная». Отступ. 3. В доме Мамонтова Врубель получил заказ на иллюстрирование Лермонтова, его поэмы «Демон», в издании Кушнерева. Эти иллюстрации теперь увидели многие и они им не понравились — были слишком необычны. Художник Коровин вспоминает об этом так: «Вскоре художники в Москве увидели произведения Врубеля, и все рассердились. Врубель много работал: он исполнил для издания Кушнерева иллюстрации к Лермонтову, к "Демону". Особенно гневался на Врубеля друг Саввы Мамонтова В. В. Стасова: «Врубель в своих "Демонах" дал ужасающие образцы непозволительного и отталкивающего декадентства». * Отступ. 4. Но вскоре сам Мамонтов убеждается в таланте Врубеля и удивительном даре портретиста, который в нем живет. Тот же Коровин вспоминает, что однажды Мамонтов пригласил Врубеля в ресторан "Эрмитаж". Тот приезжает туда со своей знакомой, которую ранее изобразил на одной из своих картин, так озадачивших поначалу Савву Ивановича. Последний, увидав ее, поразился верности её изображения на холсте. Позже, в 1897 году, Михаил Врубель напишет портрет самого Саввы Ивановича — тот, который ныне выставлен в Третьяковской галерее. И этот портрет считает одним из лучших портретов Мамонтова. Один из критиков так отозвался об этом портрете: "Мамонтову тесно в кресле, в комнате, в Москве. Кажется, ему нужны те же необъятные просторы, что и Микуле Селяниновичу, те же стихийные ветры, что треплют гривы лошадей гиганта Вольги и его соратников. Мамонтов Врубеля — это тот же русский богатырь Микула, только одетый во фрак и лакированные штиблеты". Как известно, Врубель, который никогда не хвалил самого себя, был вечно собою недоволен, часто уничтожал блестяще сделанную, "уже готовую", по мнению, окружающих вещь. Но этот портрет он оценил очень высоко, что было большой редкостью. Одна из причин этого, видимо, та, что этот портрет он надолго выпал из его поля зрения и он увидел его вновь лишь в 1904 году в доме Мамонтова. Так он смог посмотреть на него со стороны, как на чужую работу. И он так написал жене о своем впечатлении от своей же работы: "Портрет С.И. как экспрессия, посадка, сила языка и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано, более чем правдиво — красочно и звучно... Сегодня я вижу, что Цорну далеко до моего портрета (шведский художник Цорн тоже делал портрет С. И. Мамонтова. — В. С.), а у Серова нет твердости техники: он берет верный тон, верный рисунок; но ни в том, ни в другом нет натиска (Aufschwung), восторга". Савва Иванович оказал Врубелю решающую поддержку — без Мамонтова многих его работ не было бы, да и жизнь сложилась бы иначе. И сам Врубель это прекрасно понимал. Недаром, когда у него родился сын, он назвал его в честь Мамонтова — Саввой. * Отступ. 5. Но он интересуется не только промышленностью — смотрит картинную галерею русского павильона, идет по галереям иностранных павильонов, осматривает парижские музеи и выставки. Там он ищет работы современных художников, стремясь узнать, что представляет собой искусство настоящего дня.
Например, едет Мамонтов в Вологду по поводу строительства железнодорожной ветки Москва—Вологда, и там он тоже успевает осмотреть город, побывать в театре, в местном кремле, съездить в ближайший Прилукский монастырь и написать об этом жене: «Много любопытного здесь, надо обязательно при случае тебе посмотреть».
Например, в Керчи, куда его забросили дела Донецкой железной дороги, он спешит взглянуть на Керченский музей и раскопки древних росписей. Савва Иванович много ездит по России сам, часто берет с собой своих товарищей или, по крайней мере, организует их поездки. Часто Савва Иванович брал в свои поездки по России художников своего кружка, чаще других — Константина Алексеевича Коровина. Мамонтов любил этого художника, радостный цвет его палитры, созвучное ему умение Коровина ценить жизнь, понимать и воспринимать ее красоту. * Особенно много привез работ Коровин. В доме на Садовой был устроен просмотр их, своеобразная домашняя выставка. М. В. Нестеров по поводу привезенного Коровиным и Серовым с Севера писал: «...Видел этюды Серова и Коровина. В общем, они очень красивы, по два же или по три у каждого прямо великолепны». В следующем 1895 году в Москве вышла книга Евгения Львова «По студеному морю. Поездка на Север», в которой была воспроизведена двадцать одна работа Константина Коровина из его северных этюдов. В конце 90-х годов недалеко от Архангельска Савва Иванович Мамонтов построил на свои средства двухэтажную гостиницу специально для художников, оборудовав ее всем необходимым. Сколько лет она существовала, как много художников нашли в ней приют, работая в окрестных местах, уцелело ли здание до нашего времени, сказать трудно. Но художник Павел Варфоломеевич Кузнецов в начале века жил в ней и работал — он и рассказал о ее возникновении и условиях существования, поставленных Мамонтовым. * Весной 1880 года Мамонтов отправился в Италию вместе с Арцыбушевым. Суть в том, что художник в действительности перенесся в средневековой художественный мир… дал всему жизнь и значение и благодушествует на славу среди этой истинно художественной роскоши». После Вены снова стук колес по пути в Рим и снова летят в Россию письма Мамонтова: «Страшно сказать, но с самого переезда на итальянскую границу мною овладевает прекрасное настроение, почувствовалась свобода на душе, по мере приближения к Риму чувство росло... Сегодня встали рано и, как следует настоящим туристам, отправились к Петру (собор св. Петра. — В. С.), оттуда в Ватиканский музей ... Арцыбушев просто неузнаваем. Все ему нравится — и небо, и земля, и постройки, и люди, и вино, одним словом, он, который все больше отрицает, здесь нашел себе полное удовлетворение и просит лишний денек побыть в Риме, каков? Даже Арцыбушев ожил, в восторге от Рима, главное от зодчества, вообще весело настроен и очень доволен поездкой». Савва Иванович всем членам Московского художественного кружка, материальное положение которых было неустойчивым, помогал осуществлять путешествия за границу. * Первую совместную поездку Мамонтов с подробностями осветил в своем заграничном путевом дневнике, текст которого к тому же иллюстрирован рисунками Коровина, порой шуточными, порой серьезными. Вот, например, рисунок: вагон, вход в него, на переднем плане Мамонтов, за ним Коровин. Дальше — текст Мамонтова: «...Пошли родные Вяземы, Смоленск, Мински неудержимо тоскливый пейзаж, тощая земля, тощий белорус на своей тощей клячонке, только береза родимая да елочка неприхотливая живут не мудрствуя лука во, довольные и солнышком холодным, и серым небом, и тощей землей. Но нет, что я говорю, где же найдешь столько задушевной прелести, красоты и шири, как в русском пейзаже? Около мелколесья поляна, лужок с малиновкой, кусточки кругом, над осокой в сумерки туман поднимается, в кустах соловей защелкал, никто его не норовит поймать (в Италии певчих маленьких птиц без церемонии ловят сотнями и едят жареных), не спугнет... и кажется, что тихонько вынырнет русалочка соловьиной песни послушать». Понятно, что в свой дневник Мамонтов заносит не только впечатления от пейзажей. Там есть его и профессиональные, и социальные суждения. И всё это сдобрено характерны мамонтовским юмором, написано ярким, «живописным» языком. Так, Мамонтов, как железнодорожник, оценил обустройство европейского пассажирского вагона. Он пишет: «Чудесные, в самом деле, учреждения эти спальные вагоны. Тут прямо угаданы все слабости пассажиров, не жаль истратить лишние рубли для самоублажения. Изящная отделка, удобная постель, все мелочи для туалета, а главное, обольстительно любезный, шустрый и ловкий кавалер — слуга». Так, Мамонтов восхищается «неумолимым требованием порядка в Европе», усматривая в жесткой организации «высшую степень гуманности», чего нет в России («я уволил стрелочника за невнимательность, меня осудили за жестокость — у него семья, затем он неправильно перевел стрелки»). Так, в Генуе, в которой он бывал неоднократно, обращает внимание на благоустройство, которое преобразило город, и тут же восклицает: «Отчего Москва как была в грязи, так и живёт?». И сам же себе отвечает, делает такой вывод: «…Улучшения даром не даются, их надо заслужить совокупными качествами всего населения». Наконец, Мамонтов и Коровин прибывают во Флоренцию. Потом этот этюд будет показываться почти на каждой выставке Коровина, будет многажды воспроизводиться на многих репродукциях, станет одной из его «визитных карточек». И всё — благодаря Мамонтову. Эта коровинская работа в известном смысле историческая. На этом этюде, написанном в удивительно красивых тонах, у самого фонтана силуэтом, спиной к зрителю, стоит Савва Иванович. Искрящийся радостью и красотой этюд как бы передает первое восхищение художника Италией. Осмотр музеев, соборов, фресковой живописи и архитектуры города занимал весь день. А вечером, когда утомленный от впечатлений Коровин спит или просто отдыхает, лежа на диване, Мамонтов заносит в свой путевой дневник: «Общий тон Флоренции — отсутствие современной лавки и фабричной красоты. На всем до сих пор сохраняется характер индивидуальной красоты, ни на чем не видно мертвящей полировки и законченности, все жило светлой художественной жизнью, и эта жизнь, полная серьезной искренней любви к искусству, оставила на всем свой неподражаемый след. Ряд великих имен создавали этот характер и неотразимой силой своего гения подчинили себе все общество, начиная с могущественного герцога, папы и кончая последним бедняком. Искусство не было прихотью, приятной забавой, оно руководилось жизнью, политикой, на него опиралась церковь, религия. Золотой, счастливый век! Мы вошли в капеллу Медичи. Никогда с таким благоговейным чувством не приходилось мне стоять перед молчаливым мрамором Микеланджело. Кругом не было никого, царила мертвая тишина, и только великий дух могучего творца, заставивший навек задуматься неугомонного Медичи, витал под сводами расписного здания. Казалось, страшно сделать шаг, чтобы не нарушить таинственного созерцания «Ночи». Стройным мажорным аккордом звучит чудная бронза Бенвенуто Челлини. А в палаццо Питти мы простояли перед мадонной Мурильо. Удивительная теплота и женственность. И старчески живые лица Рембрандта, Ван Дейка, кажется, только потому не говорят с вами, что вы не стоите этого, а на ваши слова они внимания не обращают. Что им до нас? Они живут своим славным прошедшим, и для нас с вами уже довольно и того, что мы удостоились видеть их». После Флоренции Мамонтов повез Коровина в Пизу, затем в Сиену, Геную, Милан — везде масса впечатлений. Чуть-чуть мешал дождь. Он упорно сопровождал путешественников, но не омрачал их настроения. Приветливо встретила их Генуя — светлые дома, белые улицы, оживленный говор... Взяли извозчика и отправились смотреть город. Порт, к которому так стремились, имел менее отрадный вид, чем предполагали, он был наполнен шумом, криком и тяжелыми запахами. Савва Иванович даже иронизировал по поводу Коровина в дневнике: «Костенька закрывает нос и дышит через платок, боясь, чтобы в него не забралась какая-нибудь бактерия». Подробно город не осматривали, ограничились поездкой на извозчике и покинули его ради моря. Коровину хотелось сделать несколько этюдов, а Мамонтову взглянуть на места, связанные с именем Гарибальди. Отправились в Верви. Доехали до скалы с обелиском в память Гарибальди. Надпись на обелиске Савва Иванович перенес в дневник: «В ночь на пятое мая 1860 года с этой скалы сел на корабль Гарибальди со своей тысячей и отплыл в Палермо». Этюды моря, омывающего щедро берега итальянской земли, были написаны, даже рыбу успел половить Коровин, и отправились в Милан на первое представление опоры «Кармен». «Надо посмотреть,— писал Мамонтов,— как итальянцы понимают эту современную образцовую музыкальную драму». Из Италии путь лежал в Испанию. Поездка эта дала Коровину картину «На балконе», которая была признана мамонтовским кружком «превосходной» и вскоре стала достоянием Третьяковской галереи. Вторично Коровин попадает в Италию опять с Мамонтовыми. Елизавета Григорьевна пишет Е. Поленовой: «Коровин тут написал несколько этюдов... Его Савва Иванович совсем затормошил. Заставляет постоянно работать, а тому хочется смотреть...». Но Коровин успевал, конечно, смотреть все, что хотел. «…Как хороша скульптура Ватикана! — сообщает он из Рима Поленову.— Просто я в восторге... Античная скульптура просто поразила меня. Я даже не представлял себе ничего подобного. Живые, совсем живые! Да какие хорошие!» Еще раз в Италию Коровин едет со всем семейством Мамонтовых. Это было в 1891 году. С осени в Риме жила Елизавета Григорьевна с детьми. К ним сначала приезжает Савва Иванович с Врубелем, а потом и Коровин. «В понедельник приехали Савва Ив. и Врубель,— пишет Елизавета Григорьевна,— и с тех пор мы постоянно в движении. Вчера утром уехали в Помпею, оттуда проехали на лошадях в Сорренто». Савва Иванович, впрочем, скоро возвращается в Россию к железнодорожным делам и «оставляет в Италии Врубеля, который на днях возвращается в Рим и будет жить здесь до рождества, берет себе мастерскую и будет работать». Мамонтов оставил тогда Врубеля в Риме, и художник более трех месяцев жил там и работал. Через три года Врубель снова в Италии, и снова, как он пишет, командирован туда Мамонтовым. Работ в этом путешествии Врубелем было написано множество, они рассеялись по свету — пейзажи и этюды с изображением Везувия, Афин, Константинополя, Сицилии, писал Врубель море близ Генуи, остров Эльба и многое другое. А Коровин позднее стал отдавать предпочтение Франции, часто там бывал, хотя, конечно, жил интересами своего кружка. Серову он пишет из Франции: «Пингвин, где ты!? ... Что Врубель, С. И. (Савва Иванович. — В. С.)?». А в Париже Коровин проникался его красотой, ходил в музеи, просто бродил по улицам, которые были для него интереснее не мене музеев. «Пожалуйста, не ждите от меня чего-нибудь особенного — живописи или каких-либо картин,— пишет он в Москву друзьям на Садовую.— Я провел и провожу время менее за живописью, больше смотрю и думаю, что писать... Никогда не была так полезна для меня минутная поездка за границу, как сейчас!» * Серов пишет Елизавете Григорьевне из Флоренции: «Пишу Вам из города, Вами особенно любимого... Счастливцы мы, счастливец я, написавший какой-то вздорный плафон, за который могу наслаждаться, и я наслаждаюсь самым бессовестным образом. Хороша Италия. Спокойствие во всем какое-то здесь, в особенности музеи, в них живопись, за городом листва, кипарисы качаются по-беклиновски, кругом мягкие горы, усыпанные светлыми домиками, кампанилами, пахнет цветами, хорошо. Какая здесь живопись! Да, есть что посмотреть, нет, вернее, изучить, посмотреть этого мало. Я ждал многого от Флоренции, но такого богатства не думал найти. Действительно, Флоренция — склад произведений живописи и скульптуры». Огромное впечатление произвела на Серова и Венеция. Этот город, да и вся поездка вселили в молодого художника желание работать, создать что-то светлое, солнечное, радостное. Невесте своей он пишет из Венеции исторические строки, которые отныне определят многое в его творчестве: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». В Рим друзья не решились заглянуть. Позднее Серов объяснил причину Елизавете Григорьевне: «Я побаиваюсь его (Рима.— В. С.). Многое надо знать, многое изучить, чтобы иметь духу к нему подойти, иначе не стоит — вот мое убеждение. Это и было отчасти причиной того, что в прошлую поездку мы миновали его». Серов потом еще не раз попадет потом в Италию. Не отстает от молодых и старшее поколение кружка. Из старшего поколения художников только, пожалуй, В. М. Васнецов не любил путешествовать. Жене он в письме с дороги жаловался: «Ой, как подумаешь, что нужно мыкаться по чужим странам целый месяц—так просто сердце захолонет, хотя, к сожалению, необходимо». Васнецов отправлялся тогда в путешествие по Италии перед началом работы над росписью Владимирского собора в Киеве. * «... Чувствуешь себя тут гораздо свободнее насчет искусства, чем у нас, а несмотря па это долго здесь жить утомительно и сиротливо»,— писал В. Д. Поленов. Первое время Париж был необходим, хотелось продлить время пребывания в нем, но затем тянуло назад в Россию. «Тут кругом совсем другие люди,— пишет Коровин из Парижа.— Смотрю, слушаю, а думаю о России. Писал мало, учился, ей-богу, учился. Хорошо пишут французы. Молодцы черти!». И в следующий раз: «В этот приезд за границу взяла меня тоска, а главное, для чего я здесь притворяюсь, для чего я должен работать, когда каждый час, минутку только и думаю о России милой! И о людях ее чудесных… Поверь мне,— обращается Коровин к А. Васнецову,— слезы лью о «заборах с бузиной», да о берёзине». Никто из членов кружка не миновал Италии, побывали во Флоренции, Венеции, Милане, Равенне, Падуе, узнали Париж и Грецию и, возвращаясь домой, непременно вспоминали одно из писем Елизаветы Григорьевны из Рима: «Чем ближе всматриваюсь я в жизнь и искусство здесь, мне наше русское все симпатичнее и симпатичнее становится. |
|
|