Серов Вадим Васильевич |
||
Flori24 доставка цветов Ковров среди цветов. | ||
ДРУГИЕ КНИГИ Савва Мамонтов: человек русской мечты Садовой История крылатых слов и выражений: происхождение, толкование, употребление |
САВВА МАМОНТОВ: ЧЕЛОВЕК РУССКОЙ МЕЧТЫ
Глава 12. Нижегородская выставка Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка с художественным отделом при ней. «Гром музыки окружает выставку... — писал тогда в одном из своих газетных отчетов М. Горький, — открывается театр Малкиеля... в нем будут давать феерии и оперетки... Скоро откроется цирк Никитина. «Стрельна», «Повар», «Эрмитаж», «Интернациональ» и другие заведения — имя же им легион...». Среди всего этого кажущегося и настоящего великолепия самым замечательным было то, что делал Мамонтов и его товарищи. Мамонтов предложил министру финансов С. Ю. Витте устроить на выставке Северный павильон, в свою очередь Витте просил его взять на себя консультацию по художественному отделу выставки. Константин Коровин пишет: "Во время работ по подготовке Нижегородской выставки министр Витте просил Савву Ивановича Мамонтова украсить выставку и показывал ему проект павильона искусств, живописи. Савва Иванович посоветовал Витте сделать два больших панно над входами в павильоны...". Мамонтов приглашает Коровина для оформления павильона «Крайний Север». Архитектурный проект павильона и все его внутреннее убранство выполняет Коровин, конечно, в постоянном контакте с Саввой Ивановичем.
Отступ. 1. И, как пишет Коровин, Мамонтов ему тогда сказал так: За образец художник взял деревянный сарай норвежской фактории, крутая, высокая крыша которого была сплошь застеклена и верхний свет делал павильон великолепным выставочным помещением. Отступ. 2. Консультация художественного отдела выставки делалась Мамонтовым на основе непосредственного распоряжения министра, финансирующего выставку. Витте же просил Мамонтова прислать на Всероссийскую выставку в ее художественный отдел картины и скульптуру, принадлежащие лично Савве Ивановичу и другим московским собирателям. Сам список этих работ сохранился и он очень примечателен. Сейчас эти работы общеизвестны — классика, а тогда они находились у Мамонтова, в его доме на Садовой-Спасской, в качестве его личной коллекции. Итак, этот список выглядит следующим образом. Это — лицевая сторона списка. А его оборотная сторона не менее впечатляюща. Как только Савва Иванович получил от С. Ю. Витте полномочия на консультацию художественного отдела выставки, он заказывает Врубелю два декоративных панно. Мамонтов считал, что русское искусство не может быть представлено на выставке без последних работ этого художника. Работать над панно Врубель начинает в марте, во флигеле дома Мамонтовых на Садовой. Константин Коровин ее излагает таким образом: «Когда эскизы "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" были сделаны Врубелем, то Витте показал их государю. Государь долго смотрел, похвалил и одобрил эскизы Врубеля». Работа у него шла с увлечением и напряжением. Для нижегородского панно Врубель сначала выполняет картоны, известны и варианты эскизов к «Микуле Селяниновичу». Но для окончательного выполнения панно Михаил Александрович отправляется в Нижний, где и работает над ними прямо в павильоне. Что такое принцесса Греза? "Микула Селянинович" был написан на сюжет известной русской былины, рассказывающей о том, как оратай (пахарь, то есть) Микула посрамил надменного богатыря Вольгу, который кичился своей силой, но не смог поднять узелка с сырой землю. А Микула Селянинович, человек от земли, легко это сделал. Противостояние Вольги и Микулы Врубель показал как встречу-поединок двух эпических гигантов, символов двух сил на русской земле. И в разговорах, и в печати было много различных суждений о врубелевских работах, чаще всего слышались насмешки и возмущение — конечно же! — "декадентством" (модным жупелом тех лет), но и были и совершенно востороженные отклики. Так, литератор В. Дедлов в газете "Неделя, хотя и отозвался весьма сдержанно о "Принцессе", о "Микуле Селяниновиче писал: "...В этом роде я ничего подобного не видел. Я считаю, что это панно наше классическое произведение. Я долго стоял перед этой чудной картиной. До сих пор я охвачен этой чудной мощью, этой силой, этой экспрессией фигур Микулы, Вольги, его коня. Наблюдения из народной жизни — сфера, особенно интересующая меня, и я думал: какой непонятной силой г. Врубель выхватил все существо землепашца-крестьянина и передал его в этой страшно мощной и в то же время инертной фигуре Микулы, во всей его фигуре, в его детских голубых глазах, меньше всего сознающих эту свою силу и так поразительно выражающих ее. А этот образ Вольги — другого типа, варяга, колдуна и чародея, — его ужас, дикая жажда проникнуть, понять этого гиганта-ребенка, который победил его, победе которого он еще не может поверить. Картина ошеломляюща по силе, движению, — она вся красота". Оба врубелевских панно были огромных размеров — около 20 квадратных метров. Врубель спешил, не успевал к открытию выставки, и ему помогали доканчивать работу В. Поленов и К. Коровин. Когда холсты были водружены, то, как рассказывал Н. А. Прахов, "стало ясно, что оба врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью письма и красок в буквальном смысле "убивали" расставленные внизу в золоченных рамах произведения других художников. Съехавшиеся на выставку художники, а главное — члены академического жюри да и просто любопытные «знатоки» живописи отнеслись отрицательно к работам Врубеля. Привычка восприятия искусства, годами и десятилетиями складывающийся вкус вдруг резко нарушался творчеством Врубеля и вызывал столь же резкий протест. Большую роль сыграло и приглашение Мамонтова консультировать художественный отдел выставки, фактически решать его экспозицию, с чем никак не желали согласиться люди, входившие в составленное Академией художеств жюри. Петербургская Академия художеств взволновалась. Когда панно появилось на фасаде павильона, то приехала от Академии комиссия — художник Владимир Маковский, скульптор В. А. Беклемишев во главе с вице-президентом Академии, графом Иваном Ивановичем Толстым. Она панно осмотрела и постановила: «Панно снять как нехудожественные». Тогда С. И. Мамонтов сделал жест, характерный только для него, — он быстро, еще до открытия выставки, построил на свои средства огромный павильон, и поместил над ним вызывающую вывеску — "выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств". Потом, правда, слова после запятой пришлось закрасить. Но, как водится, все и так все знали, потому и без этого эффект оказался ошеломительный — врубелевский павильон стал настоящей сенсацией выставки, хотя и несколько скандальной. Скандальность объяснялась не только новым, "декадентским" характером живописи художника. Вышел скандал не только художественный, н и отчасти политический — как-никак сняли панно, которые одобрил сам царь.
Отступ. 3. Чуткий и легкоранимый, Врубель, понимающий, что панно не заслуживают той яростной критики, которая на них обрушилась, оставил работы и уехал из Нижнего в Москву. Сестре он написал: «Я был в Нижнем, откуда вернулся только 22-го (май 1896 года. — В. С.). Работал и приходил в отчаяние; кроме того, Академия воздвигла на меня настоящую травлю; так что я все время слышал за спиной шиканье. Академическое жюри признало вещи слишком претенциозными для декоративной задачи и предложило их снять...» Нестеров, бывший в это время на выставке в Нижнем, писал: «Из отдела Товарищества убраны два панно Врубеля. Говорят, очень интересны... Ну, а нам, признанным судьям, как было не стукнуть лишний раз по макушке такого сопутника, как Врубель, авось, мол, и пойдет ко дну»; Врубель уехал из Нижнего, оставив работы на произвол судьбы. Вступать в борьбу он считал бесполезным. Иного мнения придерживался Савва Иванович. Одним из упреков работам Врубеля была их незаконченность. В какой-то части художник действительно не успел их дописать и не мог к ним больше возвращаться после разыгравшегося скандала. Мамонтов, понимая внутреннее состояние Врубеля, не просил его дорабатывать. За оба панно он как заказчик заплатил Врубелю пять тысяч рублей и оставил его в покое. Но сам Мамонтов не думал складывать оружие. Он быстро начинает строить на свои средства павильон для панно, причем по па территории выставки, а перед ее входом, так что всякий, идущий на выставку, мог без особой траты времени зайти и посмотреть работы Врубеля. Закончить же недописанные части панно по готовым эскизам автора он просит Коровина и Поленова. Поленов, видевший панно на стене после отклонения их жюри, дал им высокую оценку. Вместе с Мамонтовым он возмущался несправедливостью решения и одобрил мысль Саввы Ивановича об отдельном павильоне с целью показа панно, сам при этом предложил доработать неоконченные места. Савва Иванович написал в Москву Врубелю, спрашивая его согласия, и получил в ответ телеграмму: «Польщен мнением Василия Дмитриевича о работе и тронут его великодушным предложением, согласен». Тронут был отношением Поленова к разыгравшемуся инциденту к врубелевским работам и Савва Иванович. Получив согласие Врубеля, он писал Поленову, покинувшему Нижний: «Ты не знаешь, дорогой Василий Дмитриевич, как благодатно подействовало на меня твое письмо, написанное мне перед отъездом из Нижнего! .. В тебе сказался большой художник с той широтой и с тем святым огнем, которые делают людей счастливыми и ставят их неизмеримо выше ординара... На твои условия я совершенно согласен, Коровин согласен работать с тобой. Значит, надо немедленно приниматься за дело». Так как в Нижнем писать было негде, Мамонтов отправил панно в Москву, к себе домой на Садовую. Туда же приехали Поленов и Коровин. Летние дни светлы и долги. Шел июнь. На обширном дворе Мамонтовых, солнечном и одновременно затененном большими липами и кустами сирени, были поставлены панно, и прямо во дворе над ним работали Поленов и Коровин. Рядом, во флигеле мамонтовского дома, в мастерской, трудился Врубель. Время от времени он спускался во двор и смотрел на свои холсты «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Поленов писал в эти дни жене: «Мы с Коровиным усиленно работаем... Двойная ответственность за себя и за другого (т. е. Врубеля)... Я люблю работать у Саввы в доме, когда там носится художественная атмосфера. Первым делом, когда я приехал, я пошел к Врубелю и с ним объяснился, он меня чуть не со слезами благодарил. Потом Сергей (старший сын С. И. Мамонтова. — В.С.) мне передавал, что Врубель совершенно ожил, что он в полном восторге от того, как дело повернулось. Я с ним сговорился, что я ему помогаю и только оканчиваю его работу под его же руководством. И, действительно, он каждый день приходит, а сам в это время написал чудесное панно «Маргарита и Мефистофель». Приходит и Серов, так что атмосфера пропитана искусством». Тем временем в Нижнем строился павильон. Незатейливый, простых форм, сколоченный из светлых новых досок, на золотистом фоне которых так прекрасно смотрится живопись. Вход в павильон был бесплатный (там, где показывалась картина К. Маковского «Минин», за вход платили). Когда врубелевский павильон открыли, впечатления и отзывы были самыми различными, в большинстве своем отрицательные. Интересно сравнить и проследить эволюцию мнений об этих панно более чем за полвека со времени их создания. Теперь никто не оспаривает их достоинств, Врубель давно признан одним из самых удивительнейших художников, за ним давно закреплены все самые лестные эпитеты. Не то было, когда он жил. В августе 1896 года, то есть спустя два месяца после отклонения панно, Врубель из Швейцарии, только что женившись на Н. И. Забелле, писал Мамонтову: «Получил письмо от Шехтеля, из которого узнал, что Ваши хлопоты с моим панно продолжаются. Стало быть, их печальная Одиссея не кончилась?» Отступ. 4. Лишь повторение "Принцессы Грезы", переведенное в керамическую мозаику (мамонтовского же производства — продукт его мастерской), ныне украшает здание московской гостиницы "Метрополь" (также напрямую связанной с именем С. И. Мамонтова как его последний крупный проект). Но "работает" эта мозаика скорее как декоративная композиция, нежели самостоятельный сюжет — она помещена слишком высоко на фасаде здания, и ее трудно даже заметить, не то что рассмотреть.
* Был второй старт его карьеры — и на этот раз тоже с помощью Саввы Ивановича. И эта помощь тоже тут была решающая — принципиальная. В начале мая 1896 года в Нижний из Москвы были привезены скатанные в огромные рулоны декорации, бережно сохраняемые Саввой Ивановичем со времени последних спектаклей Московской частной русской опоры. Приехали в Нижний русские певцы, дирижер, приглашенная Мамонтовым из Италии балетная труппа, и «Опера госпожи Винтер» начала свои спектакли (де-факто «Опера господина Мамонтова» — г-жа Винтер была доверенным лицом Мамонтова). Шаляпина Мамонтов увидел и услышал впервые в Петербурге. Он был в то время артистом императорского Мариинского театра. Мамонтов сразу оценил возможности молодого певца, не очень ценившиеся дирекцией императорских театров. Шаляпин в Петербурге не вел ни одной серьезной партии. Мамонтов сначала пригласил Шаляпина на летний сезон в Нижний — на период действия выставки. А затем, заплатив за него неустойку, превратил артиста императорской Мариинской сцены в певца Московской частной русской оперы. «Мне было всего 23 года,— вспоминал почти шестидесятилетний Шаляпин,— жизнь я знал мало, и когда меня представили Мамонтову, сказав, что это известный меценат, я не сразу понял, что это такое — меценат?.. Я еще не подозревал в ту минуту, какую великую роль сыграет в моей жизни этот замечательный человек». Пригласив Шаляпина в Частную оперу, Мамонтов ввел его в среду кружка, где молодой артист получил возможность постоянного общения с Коровиным, Врубелем, Поленовым, Серовым, Левитаном, братьями Васнецовыми, Нестеровым, Остроуховым. «В окружении Мамонтова,— писал Шаляпин,— я нашел исключительно талантливых людей, которые в то время обновляли русскую живопись и у которых мне выпало счастье многому научиться». Общение с самим Мамонтовым также было более чем полезным. «Сочувствие такого человека имело для меня большую ценность,— пишет Шаляпин.— Впрочем, о сочувственном отношении к моей работе Мамонтова я догадывался инстинктом. Он прямо не выражал мне ни одобрения, ни порицания, но часто держал меня в своей компании, приглашал обедать, водил на художественную выставку. Во время этих посещений выставки он проявлял заметную заботу о развитии моего художественного вкуса. И эта мелочь говорила мне больше всего остального, что Мамонтов интересуется мною, как художник интересуется материалом, который ему кажется ценным». Савва Иванович проводил с Шаляпиным репетиции, следил за работой артиста над ролью, это началось еще в Нижнем Новгороде, где у Мамонтова была достаточно большая квартира. В ней именно и происходили первые рабочие встречи Мамонтова с Шаляпиным. Савва Иванович высказывал певцу свои соображения по поводу того, как следует держаться, двигаться по сцене, отрабатывал с Шаляпиным мизансцены, восхищаясь и удивляясь природной дикции певца, и все же указывал на необходимость «речи, идущей от сердца к сердцу, фразы осмысленной и пережитой». И к открытию выставки в Нижнем Мамонтов в новом нижегородском театре решает поставить оперу Глинки «Жизнь за царя». Он готовит и саму оперу — проходит все её партии со своими артистами, он готовит и сам театр — по его просьбе Врубель пишет и новый занавес к этому театру. Мамонтов « готовит и самого Шаляпина — и не только к этому спектаклю. Он много и исподволь занимается с Шаляпиным — он старается его эстетически образовать». Об этом отчасти рассказал сам Шаляпин в своих воспоминаниях: Таким образом, в этой выставки художественно-промышленной выставки — с эстетической точки зрения — было два важных акцента. Отступ. 5. Отступ. 6. |
|
|