Серов Вадим Васильевич |
||
| ||
ДРУГИЕ КНИГИ Савва Мамонтов: человек русской мечты Садовой История крылатых слов и выражений: происхождение, толкование, употребление |
САВВА МАМОНТОВ: ЧЕЛОВЕК РУССКОЙ МЕЧТЫ
Глава 14. «Дело» Мамонтова Дело Мамонтова, казалось, процветало. Например, его чистый доход в 1898 году составил огромную для того времени сумму — 5,2 миллиона рублей. Он начинает всё новые коммерческие проекты, строит обширные планы. Оказалось, что в кассе Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги спешно организованная ревизия обнаружила крупную брешь. По результатам этой ревизии 30 июля 1899 года весь персонал правления дороги вышел в отставку. Новое руководство дороги (во главе с государственным чиновником) выяснило, что из кассы Общества Невскому судостроительному заводу была передана немалая сумма. Было признано, что тем старое правление нанесло Обществу ущерб примерно в 5 миллионов рублей. 11 сентября 1899 года, в доме Саввы Ивановича на Садовой был произведен обыск. Что стало непосредственной причиной «дела» Мамонтова? Предприятие предназначалось для обеспечения железных дорог подвижным составом, а для снабжения производства сырьем Мамонтов приобрел Николаевский металлургический завод в Нижнеудинском округе Иркутской губернии, преобразованный в общество Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов. В этих двух компаниях он стал председателем правления. Дело было невиданное. Успешное осуществление проекта привело бы к созданию крупного концерна. Чтобы превратить заводы в современные предприятия, требовалась их полная модернизация, для которой были необходимы огромные финансовые вложения. По всей вероятности, Савва Иванович до конца не осознавал всей сложности поставленной задачи. Первые годы он вкладывал в новые предприятия свои личные средства, но для подъема разоренных заводов этого оказалось мало. Но не в характере Мамонтова было останавливаться на полпути. Он с удивительной настойчивостью продолжал почти безнадежное дело, начал финансировать промышленные предприятия из кассы Московско-Ярославско-Архангельской дороги, изыскивал денежные средства на стороне. Но в одиночку, без помощи государства поднять такое дело, которое на Мамонтова взвалили, было объективно невозможно. Потому что и собственно государства к тому времени уже не было как единого хозяйствующего субъекта — были разные чиновники, разные люди, и у них были свои интересы.
Отступ. 1. Из воспоминаний художника Коровина: - Я как-то не пойму, — сказал он мне, — есть что-то новое и странное, не в моем понимании. Открыт новый край, целая страна, край огромного богатства. Строится дорога, кончается, туда нужно людей инициативы, нужно бросить капиталы, золото, кредиты и поднять энергию живого сильного народа, а у нас все сидят на сундуках и не дают деньги. Мне навязали Невский механический завод, а заказы дают, торгуясь так, что нельзя исполнить. Мне один день стоит целого сезона оперы. Думают, что я богат. Я был богат, правда, но я все отдал и шел, думая, что деньги для жизни народа, а не жизнь для денег. Какая им цена, когда нет жизни. Какую рыбу можно поймать, когда нет сети, и не на что купить соли, чтобы ее засолить. Нет, я и Чижов думали по-другому. Если цель — разорить меня, то это нетрудно. Я чувствую преднамерение, и я расстроен".
Изъян намеченной комбинации состоял в том, что у Мамонтова не было надежного источника кредитования. С банками тесных отношений у него не существовало. Вдобавок, петербургские же финансовые заправилы внимательно следили за его деятельностью, видя в нем серьезного соперника. После того как были исчерпаны все возможности в изыскании необходимых средств, Савва Иванович, по совету Витте, обращается к ним. Так, в 1898 году на горизонте мамонтовского дела появляется фигура директора петербургского Международного коммерческого банка А. Ю. Ротштейна. Этот делец, ставший в 90-е годы XIX века руководителем крупнейшего частного банка России, был доверенным лицом министра финансов и имел многочисленные связи в европейских финансовых центрах. Безвыходное положение заставило Мамонтова пойти на рискованный шаг. В августе 1898 года он продал 1650 акции Московско-Ярославско-Архангельской дороги банку Ротштейна и одновременно получил специальную ссуду под залог акции и обязательств (векселей), принадлежавших ему и его родственникам. По сути дела, на карту было поставлено все, и Савва Иванович проиграл. Обращаясь к Международному банку, он хотел получить передышку, а затем, добившись концессии на постройку большой железнодорожной магистрали Петербург-Вятка, за счет казенных субсидий рассчитаться с кредиторами. В то время у него возник и другой грандиозный план — проложить железную дорогу в Среднюю Азию. Инженер-путеец и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский, проводивший по заданию Мамонтова изыскательские работы, писал ему 23 июля 1898 года: "Я докладывал министру (очевидно, Витте. — В. С.) о Ташкент-Томской дороге после его возвращения. Он весь за эту дорогу и собирался делать Государю доклад. Я передал ему наши записки. Слыхал, что и военный министр за эту дорогу". В конечном итоге концессия на строительство дороги Петербург — Вятка была получена, но Савву Ивановича это уже не спасло. Погасить свои долги Международному банкy и некоторым другим кредиторам Мамонтов не смог. В итоге министерство финансов назначило ревизию. Она вскрыла формальные нарушения в учете и расходовании средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Выяснилось, что из кассы Общества в 1890-1898 гг. деньги переводились на счета Товарищества Невского завода и Восточно-Сибирского общества-предприятии, которые юридически не были друг с другом связаны. Такие финансовые операции были запрещены законом. Это было одним из главных пунктов обвинения, другим — перерасход по смете строительства линии Вологда-Архангельск. Требовали удовлетворения и кредиторы. В конце июля 1899 г. правление Московско-Ярославско-Архангельской дороги во главе с С. И. Мамонтовым ушло в отставку, были избраны новые люди, которые обратились с исками к бывшим руководителям Общества. Делами стали заправлять люди Ротштейна и Государственный банк. Савва Иванович был чрезвычайно угнетен сложившейся ситуацией, но в течение многих месяцев еще надеялся, что ему окажут поддержку и до суда дело не дойдет. Циничную позицию занял Витте, сыгравший в этой истории неблаговидную роль. Много лет деятельно поддерживая Начинания предпринимателя, будучи в курсе всех его дел, добиваясь для него различных привилегий, в критический момент Витте способствовал крушению мамонтовского дела.
Отступ. 2. Но, "плохо с сердцем" было у самого С. Ю. Витте. Савва Иванович пытался спасти свое дело, пытался предупредить катастрофу, засылал к Витте и знакомых, доказывавших министру, что все предприятия Мамонтова "серьезные, живые", что "дело Невского завода хотя и стоит плохо, но может идти и непременно пойдет", что нужна только "временная поддержка", но тот не хотел и слушать ничьих объяснений. Он был явно раздражен увлечениями Саввы ("Что за вздор? У вас там на дороге черт знает что происходит, а вы нянчитесь с какой-то оперой!") не хотел ничего слышать. Занимавший в 1899 году должность прокурора Московского окружного суда А. А. Лопухин заметил позднее: "То самое министерство финансов, которое в лице его главы, С. Ю. Витте, только что выступило в качестве инициатора в вопросе о предоставлении названному обществу выгодной концессии (Петербург — Вятка. — В. С.), выступило в лице того же С. Ю. Витте с требованием об отобрании у него этой самой концессии и о принятии мер, которые были сознательно направлены к финансовой гибели и железнодорожного общества, и крупных его акционеров". Очевидно, причины подобного поведения главы финансового ведомства объяснялись, с одной стороны, закулисной борьбой в правящих сферах, с другой — желанием казны при посредничестве Международного банка прибрать к рукам важную транспортную магистраль. Историограф московского купечества и предприниматель П. А. Бурышкин считал, что "мамонтовская Панама" была "одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожного хозяйства". Еще более откровенно высказался Лопухин: крах Мамонтова прибавил "лишнее темное пятно" к репутации Витте. Между тем положение Саввы Ивановича не было безнадежным. Согласно балансу личной собственности, составленному им самим, общая стоимость движимых и недвижимых имуществ (в числе последних были два дома в Москве, имение во Владимирской губернии, земельный участок на Черноморском побережье) составляла 2 660 тысяч рублей, а претензии кредиторов — 2 230 тысяч (из них на долю Международного банка приходилось 1 400 тысяч рублей). Тем не менее, иски были предъявлены в суд, Мамонтов был арестован, как и его все его имущество. Рухнула деловая репутация, которую Мамонтовы завоевывали полвека. Но еще более страшным было то, что деятельный, жизнелюбивый и далеко не молодой человек на несколько месяцев оказался в одиночном тюремном заключении. Следователь по особо важным делам, ведший дело Мамонтова, определил залог в 763 тысяч рублей, внесение которого могло бы изменить меру пресечения. Но надежды на освобождение не оправдались. Богатые родственники (Сапожниковы) и близкий знакомый Савва Тимофеевич Морозов готовы были внести требуемый первоначальный залог, но размер его совершенно неожиданно был увеличен до 5 миллионов рублей. Собрать такую астрономическую сумму, тем более в короткий срок, было невозможно. Тем не менее, в первые дни заключения Савва Иванович не терял надежды и 15 сентября обратился к следователю с просьбой — заменить пребывание в тюрьме домашним арестом. Он писал ему в своем заявлении: "Я надеюсь, что близкие мне люди в течение нескольких дней найдут эту сумму... Но пока слово суда не произнесено, а условия пребывания в тюрьме почти верный шаг к могиле, не будет [ли] бесцельно мое одиночное заключение?". Но неделю спустя следователь удостоил его ответом: откровенно игнорируя просьбу человека, ответственность которого еще предстояло установить, он цинично заявлял, что если подследственный желает лечиться, то "может быть переведен в тюремную больницу". В тюрьме Мамонтов держался бодро, говорил всем: "Знайте же, что в случившихся обстоятельствах я невиновен". Он старается не унывать, пишет, что и тюремное заключение можно использовать себе во благо: "Человеку необходимо иногда заглянуть внутрь себя". И в тюрьме думает о своем искусстве, им и спасается. И, когда он пишет письма своему другу художнику Василию Поленову, он пишет ему об искусстве же. И просьбы, которые в этих письмах содержатся, тоже очень характерные. Мамонтов просит Поленова принять участие… в подготовке его новой оперы «Ожерелье», которую он сочиняет в тюрьме и планирует поставить её по выходу из «узилища».
Отступ. 3. Так, в тюрьме Мамонтов переводит на русский язык «Дон Жуана» Байрона (из письма Мамонтова к Поленову: «За это время перевел «Дон Жуана», — давно собирался, наконец, нашел время...»).
Там же Савва Иванович разрабатывает постановку новой оперы — «Ожерелье». Её сюжет он придумал сам, Т. Л. Щепкина-Куперник изложила его в стихах, а композитор Н. С. Кротков должен был написать музыке к этой опере.
Он беспокоится за художественную часть, пишет из тюрьмы Поленову 21 сентября 1899 года: «...Никогда я не сознавал так глубоко великого значения искусства, как сейчас. Я всегда искренне любил его и оно в тяжелые дни спасает мой дух... Я сочинил оперный сюжет (задолго до ареста — В. С.), Щепкина-Куперник написала его в красивых стихах, а Кротков сделал, кажется, недурную музыку. Я слышал первый акт, мне нравится... Называется опера «Ожерелье». Фабула взята мной из времен греческих колоний на юге Италии. Словом, деликатная Греция и милая Италия... Бедная Частная опера хочет поставить «Ожерелье» и надо по возможности помочь им справиться с художественной частью. Она незамысловата, но требует такого благородного художника, как ты, т. е. тут должен быть дан тон, который ты сумел так недосягаемо высоко поставить в «Афродите» и «Орфее». Та же чистая, благородная и несколько условная Греция. Будь великодушен и сделай рисунки трех актов».
Поленов конечно, соглашается: «... Дорогой друг, Савва, об отказе, конечно, не может быть и речи. Я с особенным вниманием постараюсь исполнить твою просьбу. Мы ведь часто понимали друг друга на поприще искусства...».
Так, одновременно с этим Савва Иванович занимается скульптурой, очем он пишет тому же Поленову: «Все время мое проходит в работе. Пока светло леплю (фигурки-эскизы оперных персонажей — В. С.), а вечером кропаю...». Мамонтов лепит бюст своего надзирателя, потом — два портрета своего кумира Римского-Корсакова. Один из них он послал Керзину и получил ответ-благодарность с такой припиской: «Имя Саввы Ивановича Мамонтова не умрет, и всякий любящий родное искусство вспомнит о том, что было сделано Вами».
Поленов, навестив через некоторое время после этой просьбы Мамонтова в тюрьме, был несказанно удивлен тем, что Савва Иванович больше занят постановкой «Ожерелья», лепкой фигур к опере, чем ходом следствия по своему делу.
* Так, 14 сентября 1899 года Алексей пишет из Москвы своему брату Василию: «…Меня очень задержала здесь беда, стрясшаяся над Саввой Ивановичем. Ты, конечно, знаешь из газет о произведенном у него в доме судебным следователем обыске и затем об аресте его. Его посадили в тюремный замок, в довольно скверную маленькую и душную комнату. Вся процедура более приближалась к жестокости, чем к правосудию. Пришлось ехать к следователю и к прокурору, но, к сожалению, без пользы...». 16 октября 1899 года Василий Поленов обратился к прокурору А. А. Лопухину с ходатайством о замене Мамонтову заключения в тюрьме домашним арестом: «... Материальные условия, в которых он находится, особенно при его болезненном состоянии, очень тяжелы: недостаток движения, чистого воздуха, но особенно тягостное для него одиночество (на это он жалуется сам) вконец могут подорвать и без того уже расстроенное здоровье... Происшедший вчера утром обморок с удушьем и, вероятно, ослаблением деятельности сердца, о чем вы, конечно, уже осведомлены, внушают мне опасения за его жизнь... извините решимость, с которой я обращаюсь к вам с просьбой заменить Савве Ивановичу это заключение домашним арестом: к тому меня вынуждает долголетняя с ним дружба...». В те же дни Поленов встретился с Виктором Михайловичем Васнецовым. 17 февраля 1900 года они говорили о том, что надо бы поддержать Мамонтова морально: направить ему дружеское письмо о лица всех художников — друзей и сотрудников. 19 февраля последовал Васнецова пишет Поленову: «...В выражении наших дружеских чувств мы не должны подчеркивать в нем мецената. Да это было бы и неверно... он со всей семьей дорог нам, как центр, около которого ютился кружок, в котором художнику легко дышалось... Он не меценат, а друг художников. Его... сфера — художественно-сценическая. В этой области его значение и роль огромны, — это, безусловно, и должно быть закреплено за ним исторически... Только после его художественных постановок оперы в Частной опере (а особенно дома) несколько задумались над теми же вопросами и... такие крепкостенные учреждения, как императорские театры... В сценической области художественной (оформление сцены — В. С.) он — поистине великий реформатор, на деле показавший, к чему должно стремиться и чего можно достигнуть... честь ему и истинная слава! И художники должны крепко пожать ему руку и, не колеблясь, мужествено выразить сочувствие... оно есть и дань уважения, нас как художников, к его истинным заслугам художественным. Судить же его в других отношениях — не нам...» Василий Дмитриевич предлагает друзьям-художникам направить Мамонтову письмо от всех его товарищей по искусству. Все отвечают согласием.
Отступ. 4. Марк Матвеевич Антокольский (письмо от 11 марта 1900 года, Париж): «...Твое письмо, равно как ваши добрые намерения, несказанно обрадовали меня, и чего бы вы не придумали, я подпишусь обеими руками, только поскорее...» Художник Николай Дмитриевич Кузнецов пишет 1 апреля 1900 года из Одессы: «... От всего сердца желаю выразить хоть чем-нибудь свое сочувствие и горе дорогому и чудному Савве Ивановичу. Пожалуйста, присоедини мою подпись. Если успею, то пришлю химическую, а то и так подпиши за меня; спорить и прекословить не буду. Скопировать и ты сможешь с помощью кальки с этого письма».
К Пасхе 1900 года все подписи были собраны и тогда, под предлогом пасхального же похдравления, группа художников обратилась с письмом к Мамонтову: «Христос воскресе, дорогой Савва Иванович! Все мы, твои друзья, помня светлые прошлые времена, когда нам жилось так дружно, сплоченно и радостно в художественной атмосфере приветливого, родного круга твоей семьи близ тебя,— все мы, в эти тяжкие дни твоей невзгоды, хотим хоть чем-нибудь выразить тебе наше участие. Твоя чуткая художественная душа всегда отзывалась на наши творческие порывы. Мы понимали друг друга без слов и работали дружно, каждый по-своему. Ты был нам другом и товарищем. Семья твоя была нам теплым пристанищем на нашем пути; там мы отдыхали и набирались сил. Эти художественные отдыхи около тебя, в семье твоей, были нашими праздниками. Сколько намечено и выполнено в нашем кружке художественных задач и какое разнообразие: поэзия, музыка, живопись, скульптура, архитектура и сценическое искусство чередовались». В этом письме вспоминаются тепло и уют дома, вечера с чтениями, которые послужили началом художественного единения кружка, отмечается, что множество больших творческих задач, которые ставили перед собой художники — друзья Мамонтова, осуществлялись лишь потому, что мастерские Мамонтова и его дом «давали ... гостеприимный приют, в них работалось легко рядом с тобой». Вспоминался в письме энтузиазм, охвативший весь кружок во время строительства в Абрамцеве церкви, первые сценические опыты на домашней сцене, дивные постановки «Снегурочки», «Саула». «С домашней сцены,— писали художники,— художественная жизнь перешла на общественное поприще, и ты, как прирожденный артист именно сцены, начал на ней созидать новый мир истинно прекрасного. .. После «Снегурочки», «Садко», «Царя Грозного», «Орфея» и других всем эстетическим чутким людям уже трудно стало переносить шаблонные чудеса бутафорного искусства. .. И роль твоя для нашей русской сцены является неоспоримо общественной и должна быть закреплена за тобой исторически. Мы, художники, для которых без высокого искусства нет жизни, провозглашаем тебе честь и славу за все хорошее, внесенное тобою в родное искусство, и крепко жмем тебе руку». Завершалось письмо так: «Молим бога, чтобы он помог тебе перенести дни скорби и испытаний и вернуться скорее к новой жизни, к новой деятельности добра и блага. Обнимаем тебя крепко. Твои друзья». И далее — подписи четырнадцати русских художников и одного композитора. Это были братья Васнецовы, Поленов, Репин, Антокольский, Неврев, Суриков, Серов, Остроухов, Коровин, Левитан, Кузнецов, Врубель, Киселев, Римский-Корсаков. Многие слали Мамонтову личные письма со своими словами поддержки. Конечно, дело письмами не ограничилось. Отступ. 5. Так, Валентин Серов, пользуясь правом доступа во дворец (он пишет царский портрет), в феврале 1900 года прямо говорит с царем Николаем Вторым. И он был освобожден. Благо нашелся к тому и формальный повод. Друзья Мамонтова добились освидетельствования его врачебной комиссией, и она установила, что Мамонтов "страдает болезнями легких и сердца". Следователь вынужден был 17 февраля 1900 года согласиться на замену тюремной камеры домашним арестом. Поселился Мамонтов под надзором полиции в своем небольшом доме в Петропавловском переулке, недалеко от Новой Басманной улицы.
Отступ. 6. Любопытный документ оказался в архиве отца уже после его смерти. Это листок обычной почтовой бумаги. На левой странице листка наверху вырезки из газеты следующего содержания: На правой странице рукой Коровина написано: Под этим письмом написано отцом: Конечно, потом Мамонтов оттаял — продолжил своё общение с Константином Коровиным. Всё-таки они были слишком долго вместе — «срослись». Да и 14 лет общей работы в Русской частной опере много чего значили. И Савва Иванович продолжал следить за деятельностью Константина Алексеевича, остро переживал его неудачи и отклонения от пути настоящего художника.
Актриса Надежда Комаровская, с которой художника связывала многолетняя дружба, в своей книге "О Константине Коровине" пишет: "Помню один из эпизодов, глубоко взволновавший Константина Алексеевича. Новый владелец основанного Мамонтовым театра С. И. Зимин предложил Коровину оформить зрительный зал. По эскизу Коровина зал был превращен в подобие боскета и расписан стилизованными розами. Затея была явно неудачна, и Савва Иванович, побывав в театре, с горечью сказал Коровину: "Не ваше это дело, Константин Алексеевич, расписывать потолки. И делаете это вы скверно!"
Иначе было с Шаляпиным. * Все имущество его было арестовано — в том числе и собрание произведений искусства, которое было у Саввы Ивановича в его доме на Садовой. Все эти вещи — библиотека, картины Репина, Васнецовых, Врубеля, Антокольского, Коровина, Серова и других, большое количество скульптурных произведении самого Мамонтова, иконы в окладах, предметы декоративно-прикладного искусства, собрание русских и иностранных монет, майолики Врубеля — были опечатаны и простояли так три с лишним года, пылясь и портясь в неотапливаемом помещении. В 1901 году в дом на Садовую проник, добившись разрешения, корреспондент одной из московских газет и написал рассказ о своем путешествии. «Помпея в Москве» — так он назвал свою напечатанную корреспонденцию. В доме у Мамонтова он увидел разрушение и запустение — толстый слой пыли на картинах, мебели, рояле, скульптуре, расколотые гипсовые слепки. Холод, смешанный с пронизывающей сыростью, прочно и нераздельно владел домом. Журналист писал: «Ледяным погребом веет на входящего... гулко раздаются шаги под заиндевевшими сводами, и невольная робость, точно в присутствии покойника, охватывает душу... Тяжелое, похожее на кошмар чувство возбуждает в свежем человеке посещение этой новейшей Помпеи. Не хочется верить в существование сознательного вандализма в просвещенном XX веке. И в душе невольно рождается горячее желание спасти от гибели произведения национального творчества...». Позднее, в 1903 году, вся арестованная коллекция Мамонтова была распродана с молотка. Некоторые вещи купили частные лица, другие вещи перешли в собрание в Третьяковскую галерею — стараниями И. С. Остроухова и В. А. Серова.
Отступ. 7. Музыкальная библиотека Саввы Ивановича распродавалась раньше основного имущества дома на Садовой. В ЦГАЛИ, в фонде С. И. Мамонтова хранится письмо, даже скорее сопроводительная записка без подписи: «Хотя я не получила от Вас разрешения взять ноты, но я знала, что Вы хотите их иметь... Взяла не все, а восемьдесят клавиров...» Рядом растроганный Мамонтов делает приписку: «Купила на аукционе. Какая прелесть! И это на свои какие-то гроши, 20 марта 1903 г.». Конечно, особый интерес судебные чиновники проявили к деловым документам и переписке Мамонтова. Они были изъяты и скрупулезно научены. В них искали документального подтверждения "махинаций". Но никаких «улик» так и не нашли. Дожидаясь суда, Савва Иванович лепил охранявших его приставов. Навестивший его тогда Константин Станиславский вспоминал: |
|
|