Серов Вадим Васильевич |
||
| ||
ДРУГИЕ КНИГИ Савва Мамонтов: человек русской мечты Садовой История крылатых слов и выражений: происхождение, толкование, употребление |
САВВА МАМОНТОВ: ЧЕЛОВЕК РУССКОЙ МЕЧТЫ
Предисловие
Нельзя сказать, чтобы о Савве Ивановиче Мамонтове у нас ничего не знали. В самом деле, трудно не сожалеть о тои, что такая фигура, как Савва Мамонтов. по сию пору должным образом не понята, не оценена. И говоря, «по-ученому», не актуализирована. Потому что Савва Мамонтов, — основатель и строитель крупнейших и важнейших железных дорог России (в первую голову Северной — Москва-Архангельск), создатель Московского вагоноделательного завода (ныне Мытищинский вагоностроительный), опора и друг русских художников, учредитель нового оперного театра, давший миру Федора Шаляпина, певец и талантливый скульптор— как нельзя лучше подходит на роль человека, вся жизнь которого может служить готовым ответом на многие злободневные вопросы. Например, такие. И, тем не менее, пока до истинной актуализации Мамонтова очень далеко. Ведь он не то что должным образом не понят, для него даже имени подходящего не нашли. Вот тут что совсем уж примечательно. В самом деле, кто он? Но это слово описывает только малую часть и деятельности, и самой личности Мамонтова. Ведь кто это такой — «меценат»? Так, Станиславский говорил о Мамонтове как о «строителе культуры». Отступ. 1. Ведь ясно, что не было бы никакой «системы Станиславского», если бы не эта мамонтовская «эстетика», не занятия будущего основателя МХАТа в мамонтовском театральном кружке. Мамонтов учил своих певцов не просто петь, как это делают все — петь по нотам, глядя на дирижерскую палочку, но «петь, играя» (подчеркнуто мною. — В. С.). Он учил оперных певцов играть свои роли. И играть максимально естественно — не играть, а проживать свои роли. И потом другой мамонтовский выученик, Шаляпин покажет, что это, собственно, такое — как надо проживать свои роли.
А что такое есть «система Станиславского «? Ну а если школа, пройденная Станиславским у Мамонтова, стала считаться «школой Станиславского», его "открытием", то Саввы Ивановича ли тут вина?
Так что, вряд ли Станиславский стал тем самым режиссером, если бы ранее не появился Мамонтов, если бы не его реформа оперного театра (оперного, но всё-таки театра), где на первый план вышел не солист, не дирижер, но «художественный руководитель театра», человек, который соединяет всех — и артистов, и музыкантов, и декораторов — в один, подчиненный общей художественный идее, ансамбль. И можно смело утверждать, что первый на Руси «художественным руководителем театра» стал он, именно Мамонтов.
И это, кстати, тоже одна из его многих «дефиниций», пусть частная, но точная — «художественный руководитель театра». Он первым ввел в Роси эту «должность» в театральный обиход — должность де-факто. Так, иные, например, известный художественный критик начала века Я. А. Тугенхольд, говорили о Мамонтове как о «двигателе культуры». Так, друг и сподвижник Мамонтова художник Виктор Васнецов тоже «мучился словом», пытаясь описать мамонтовский феномен». Привычные слов ему были «тесны» — по его же выражению. Он особо настаивал в своих воспоминаниях на том, что "Савва Иванович не был в тесном смысле художник, певец или актер, или скульптор, а была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих. Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других". Словом, не укладывается фигура Мамонтова в прокрустово ложе привычных норм и понятий. Одно можно тут сказать определенно: Мамонтов был в данном случае «всем» — все определения, все известные «дефиниции» ему подходят в равной степени — в той степени, в какой они описывают разные грани его Личности. А оторвать одну грань от другой тут никак не получается — трудно представить себе, скажем, грани бриллианта, существующие сами по себе. Тут сама собой приходит на память характерная и часто цитируемая фраза из письма художника Врубель к его сестре: «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада". Очень характерное выражение — «цельный человек». Недаром это человек ассоциируется с Абрамцевым — это, видимо, происходит сугубо подсознательно. Потому что именно таким, удивительным «цельным человеком» был сам его хозяин — Савва Ивановым Мамонтов. Именно цельным русским человеком во всем своем многообразии, во всех своих ипостасях. Мамонтов были и великим железнодорожным промышленником России, работавшим «с загадом», на перспективу (одна его Северная дорога тому яркий пример), построившим дороги, которые в лихую годину просто спасли Россию. Мамонтов был и меценатом, и певцом, и скульптором, и оперным режиссером, и создателем новой, современной модели оперного театра, и «строителем культуры», и её «двигателем», и первооткрывателем и «гранильщиком» ярких русских талантов. Хотя, известно: человек, когда говорит и оценивает других, он тем самым говорит о себе, говорит о том, что считает главным в своей работе. Поэтому тут уместно вспомнить отзыв Мамонтова о другом «меценате» и «двигателе культуры» — об антрепренере Дягилеве, популяризаторе русского искусства, вывезшим русскую оперу и балет в Европу. А этот отзыв очень характерен. Искусствовед В. М. Лобанов в своих воспоминаниях приводит такие слова Саввы Ивановича, сказанные им об этом известном антрепренере: "Он выбирает не бутоны, а распустившиеся цветы, соединяет таланты в своеобразные букеты". Вот так получается — говорил Мамонтов о Дягилеве, а сказал о себе, поскольку известное противопоставление тут очень легко угадывается. Мамонтов-то занимался не аранжировкой «букетов», но работой с бутонами: угадать, где какой цветок таится, проследить за тем, что бы он разцвел и заиграл всеми своими красками — это уже другая задача. И Савве Ивановичу она, надо думать, казалась куда как интереснее и важнее. Потому Савва Мамонтов и был тем, кем он был — первооткрыватель, воспитатель, гранильщик талантов. Но Мамонтов дал ему не только творческую свободу и комфортные условия работы. Дал также знание, меру, вкус, да и много чего еще, что и сделало Шаляпина именно тем самым Федором Ивановичем, бас которого проникновенно зазвучал над Россией. Шаляпин позднее вспоминал, что "у Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента, что именно "у Саввы понял раз навсегда и бесповоротно: математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Значит, искусство пения нечто большее, чем блеск «bel cantе»... Так, А. И. Бенуа писал о Мамонтове, что он "промышленник по профессии, но художник в душе". А как это выглядело, хорошо описал сотрудник Саввы Ивановича, художник и архитектор Бондаренко. Об обычном завтраке-совещании в доме железнодорожного строителя Мамонтова и руководителя Русской частной оперы он пишет так: "Представьте себе его большую столовую, где висели великолепные панно Васнецова, был огромный камин, цветное стекло. Громаднейший стол, где могли усесться семьдесят, если не восемьдесят человек. У стола Савва Иванович. Вокруг него дети. Кто-нибудь из знакомых художников обязательно: Коровин, Серов, Врубель, часто заходил Поленов. Певцы тут же сидят, инженеры. Разговор происходит перекрестный. Савва Иванович спрашивает Кругликова (музыкальный критик, сторонник "Могучей кучки", — В. С.): "Как партия прошла?" (имеется в виду оперная партия. — В.C.). В это время к Савве Ивановичу подходит лакей и говорит: "По телефону инженер спрашивает"... — "Скажите: Петербург, 27, Вятка, 11" (речь идет, видимо, о железнодорожных вагонах. — В. С.). "Скажите, все готово, можно приступать к настилке полов?" — это ко мне (здесь Мамонтов опять о театре. — В. С.). "Миша, как идет работа с плафоном?" "Коля, нарисуй стену сегодня же". Тут же инженеру Чоколову: "Не вышло, не вышло, обещали вы выпустить 17 вагонов, не вышло". И опять начинается деловой разговор. В это время его спрашивают насчет каких-то акций, он дает распоряжение, говорит: "Нужно телеграмму дать... Пусть ее принесут мне, я подпишу" — и т. д. "Плохо выучили, плохо выучили", — обращается к певице, и т. д.". Слишком велики и разнообразны достижения Мамонтова. Недаром еще при его жизни в России родилась мысль, что почтить его труды можно только одним способом. |
|
|