Серов Вадим Васильевич |
||
| ||
ДРУГИЕ КНИГИ Савва Мамонтов: человек русской мечты Садовой История крылатых слов и выражений: происхождение, толкование, употребление |
САВВА МАМОНТОВ: ЧЕЛОВЕК РУССКОЙ МЕЧТЫ
Глава 6. Дороги Мамонтова Как уживался в Савве Мамонтове промышленник и покровитель искусств, купец и художник? Но к такому «сожительству» он пришел не сразу и не просто. Были минуты сомнений. Слишком уж велик был контраст между жизнью художественной вольницы и таким суровы дело, как железнодорожное строительство. С другой стороны, порой «римская жизнь» выбивала Савву Ивановича из его «железнодорожной колеи. В один из таких моментов он пишет своей жене Елизавете Гигорьевне такие строки (лето 1974 года): "У меня за последнее время римской жизни приходит желание не очень запрягаться во всякие дела. Да и зачем, в самом деле, голова кругом идет, покоя знать не будешь, очерствеешь и из-за чего? Благо не было бы, что кусать, а то, слава Богу, на наш век хватит. Нет, я, право, пресерьезно думаю обставить себя так, чтобы все-таки до известной степени принадлежать себе". Да и друзья-художники порой подливали масла в огонь — они тоже не понимали, как можно совместить «рельсы-шпалы» и искусство. Так, Марк Антокольский написал однажды Мамонтову следующее: "Я думаю, что не Вы с Вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук". * Во второй половине позапрошлого века возникающие повсеместно рудники, заводы и шахты Донбасса потребовали надежных транспортных связей с центром страны и морскими портами. Сначала Савва Мамонтов хотел построить Донецкую железную дорогу в «инициативном порядке» — соединить Донецкий угольный бассейна с промышленным центром России и черноморским побережьем, чтобы русский уголь можно было и экспортировать, и доставлять в другие приморские города. Осенью 1873 года он обращается к московскому купечеству организовать акционерное общество по строительству Донецкой дороги (необходимы были немалые средства — в одиночку такое дело не потянуть). Но коллеги по купецкому цеху» в большинстве своем ответили смехом. Им эта «чумазая» дорога показалась неинтересной. «Ишь,— слышал Мамонтов,— придумал, деньги на ветер пускать. Уголь каменный возить. Да на кой он? Лесов, что ль, в России мало — топи, не хочу!» Тогда Мамонтов создает его на свои деньги и близкому ему по духу предпринимателя Солдатенкова, который один поддержал Савву Ивановича в этом начинании. Понятно, что без поддержки правительства построить дорогу нельзя — нужна концессия на строительство. И Мамонтов упорно добивается её и в конце концов получает её. В 1876 году оно назначает для потенциальных концессионеров торги. Одним из соискателей концессии был Мамонтов. Каждый из претендентов должен был представить свои проект и смету строительства будущих железнодорожных линий, общая протяженность которых составляла примерно 500 верст. Летом того же 1876 года он писал жене: "Получу ли я дорогу или нет — это все равно, но во всяком случае нравственно я выиграл сильно... Это первое серьезное и большое дело, где я иду совершенно самостоятельно". Мамонтов одержал победу и получил концессию. Он приступил к строительству, и Донецкая дорога была в основном проложена за 1878-1879 годов. Общая протяженность «Донецкой каменноугольной» достигла 479 верст. Савва Иванович хотел соединить своей дорогой максимальное количество шахт, потому всё новые ветки этой дороги строились дальше — вплоть до 1882 года. Наконец, строительство было закончено. Она действительно была построена прекрасно — во всех отношениях. С этой же дорогой связан и известный эпизод из истории отношений Мамонтова с художником Васнецовым. Последний, поселившись в Москве, нуждался в поддержке, и Савва Иванович, как может, ему помогает. Строительство Донецкий дороги дает ему к тому хороший повод. Так были вызваны к жизни полотна Васнецова "Битва русских со скифами" (прошлое Донецкого края), "Три царевны подземного царства" (богатство донецких недр) и "Ковер-самолет" (образ новой магистрали, символ новых скоростей). Савва Иванович будет помогать художнику и далее. Сохранился и такой призыв Мамонтова к Васнецову: «Я окончательно решил подать на Вас жалобу (не знаю, кому) за то, что Вы мне не верите. Я Вас в самом деле люблю и раз навсегда говорю, чтобы Вы не стеснялись со мной, что могу, всегда сделаю. Посылаю триста рублей, если нужно будет еще, Вы мне не смеете не сказать! Право!» Отступ. 1. Газеты того времени зафиксировали и дату, и детали и этого события. Они напишут, что 21 августа 1889 года (по старому стилю) после торжественного молебна в присутствии господина министра путей сообщения России и мариупольского градоначальника Харажаева на набережную только что открытого порта подали первые восемнадцать вагонов с донецким углем. 11 тысяч пудов (180 тонн) «черного золота» было погружено на пароход «Медведица» Русского общества пароходства, и пополудни следующего дня пароход взял курс на Керченский пролив, открыв заодно и первую страницу в славной истории Мариупольского морского порта.
Что будет с мамонтовской железной дорогой дальше? Дело в том, что Мамонтов хотел построить новую дорогу — от Ярославля до Архангельска (с ответвлением Санкт-Петербург — Вятка) и рассчитывал на помощь государства при строительстве, тем более что способствовал получению этой выгоднейшей концессии сам министр финансов С. Ю. Вите. Однако Витте отказался поддержать проект материально, ссылаясь на отсутствие в казне свободных средств. И в свою очередь предложил приобрести у Мамонтова Донецкую железную дорогу, правда, с условием выкупа Мамонтовым у казны ... Невского судостроительного завода. Так Савва Иванович получает ненужный ему судостроительный завод, находящийся в бедственном положении. Как человек рачительный, он решает перевести его на изготовление паровозов. Но для этого требуется и металл (а значит, и новые заводы), и опять же деньги. Они ему нужны и для приобретения восточно-сибирских рельсовых заводов, и для организации нового производства на Невском заводе, и для собственно железнодорожного строительства.
Мамонтов вновь обращается к правительству за ссудой, надеясь на поддержку своего «друга» С. Ю. Витте, но тот ему в деньгах отказывает, обещает субсидии лишь в туманном будущем, но зато дает «добрый совет». Он предлагает Савве Ивановичу обратиться к директору Петербургского международного коммерческого банка Адольфу Юльевичу Ротштейну, рекомендуя того как свое доверенное лицо.
Мамонтов в безвыходном положении: отказаться от концессии — невозможно, а строить дорогу — не на что. И он решается на отчаянный шаг: продает банку Ротштейна 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, получив ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих практически всему семейству Мамонтовых. И эта комбинация, навязанная Мамонтову Витте, уже через девять лет (когда придет время платить банку Ротштейна по векселям) станет причиной так называемого «мамонтовского краха».
Добившись от правительства решения на строительство Донецкой дороги, Мамонтов начинает хлопоты о Северной железной дороге, необходимой, по его глубокому убеждению, для экономического развития России. Он хочет продлить Московско-Ярославскую железную дорогу до Кострому и далее до Архангельска. Савва Иванович руководствовался убеждением, что надежное, круглогодичное транспортное сообщение будет способствовать хозяйственному развитию исконно русских областей и районов. Осуществление этого большого и чрезвычайно трудоемкого проекта требовало увеличения длины железнодорожного полотна почти вдвое. Общая длина дороги должна была дойти в конечном итоге до 1826 верст, что сделает ее одной из самых протяженных в России. Общество Ярославской дороги было преобразовано в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, правление которого возглавил Савва Мамонтов, а одним из двух директоров стал его младший брат Николай. Размах планов Саввы Ивановича пугает Елизавету Григорьевну, в тревоге советует она ему: прежде чем вовлекаться в это дело, основательно обдумать, стоит ли брать на себя такой груз — делать такую магистраль, которая в три раза длинней привычной Московско-Ярославской дороги. Но Мамонтов отвечает ей: «Главная побудительная сила, подвигающая меня на это,— серьезность дела. Я буду одна из спиц в колеснице в числе пионеров такого, во всяком случае, почтенного дела. Да и притом это в характере моей деятельности вообще. Сидеть же изо дня в день и высиживать понемногу результаты я, кажется, не способен». Отступ. 2. Но Мамонтов ничего не выдумывал — он просто переводил старую дорогу на железные рельсы. Мамонтов не выдумывал — он просто помнил, что первая дорога в России, по которой еще при Иване Грозном началось регулярное пассажирское движение (на санях и возах) — это дорога от Москвы до "Студеного с моря", до Архангельска. Судебник 1497 года даже устанавливал твердую таксу за проезд: от Москвы до Радонежа — четверть рубля, до Ростова — рубль, до Ярославля — рубль с четвертью, до Вологды — 7, до Холмогор — 8 рублей. Это был популярный торговый путь: путешественник XVI века писал, что каждый день на этой дороге "утром можно встретить 700—800 саней, везущих хлеб и рыбу". Но Савва Иванович думал не только о прошлом или об освоении огромных природных богатств Северного края (хотя и это могло было бы стать важным аргументом в полемике со скептиками). Он думал о будущем.
Еще у императора Александра III зародилось понимание того, что России уже мало петровского окна в Европу. В случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы противником, и тогда русский флот оказался бы запертым в своих базах. Нужен был другой, независимый от иностранных держав выход в открытое море. Император хотел заложить порт и основную русскую военно-морскую базу на Мурмане, где флот был бы в безопасности, имея при этом всю необходимую свободу действий. Это решение вполне отвечало александровской политике опоры на собственные силы. Ведь известны слова, сказанные однажды царем: "У России только два надежных союзника. Это ее армия и флот". Пришедший к власти безвольный Николай II быстро стал жертвой дурных советов. Он издал указ о строительстве порта не на Мурмане, в Екатерининской бухте, как планировалось ранее, а в Либаве (нынешняя Лиепая в Прибалтике). Таким образом, страна по-прежнему оставалась без выхода в Северный океан, а Либавский порт, как показали последующие события, враги всегда могли легко блокировать. А если бы был построен порт на Мурмане, то, как писал единомышленник и друг Мамонтова тогдашний министр финансов граф Витте, "мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага — захвата Порт-Артура и, ... не дошли бы мы и до Цусимы".
Но случилось то, что случилось.
После решения организационных вопросов, связанных со строительством, Савва Иванович привлекает к железнодорожной деятельности и своего сына Всеволода ("Воку", как его звали дома), которому он писал 10 июня 1894 года: "Дело по строительству дороги кончено и нами подписано. Теперь, благословясь, будем приступать к делу... Тебе поручается вести канцелярию и все производство по строительному отделу, т. е. все бумаги должны проходить через твои руки и ты должен быть больше всех в курсе". Строительство дороги было завершено в 1897 году, а в следующем году началось по ней регулярное движение. Отступ. 3. И что тут примечательно. Когда Мамонтов только готовит строительство новой дороги, он едет на Север, чтоб разведать и путь новой дороги, и условия строительства, и многое другое, что необходимо знать железнодорожному строителю. Но смотрит он на новый для него край глазами не только промышленника, но и художника. Проезжая по Северу, он был поражен его неповторимой красотой, о которой в Центральной России не имели и понятия, а местные, похоже, присмотрелись и не примечали, не ценили. Тогда с дороги он писал своей жене Елизавете Григорьевне: "Тебе с девочками непременно собраться сюда как-нибудь и именно проехать по Двине, и вы вернетесь более русскими, чем когда-либо. При этом Савва Иванович, как он отмечает в другом письме, вспоминал Коровина и сожалел, что его не было с ним, поскольку тот оплакал бы от восторга, смотря на эти чудные тона, на этих берендеев". Мамонтов был на Северной Двине, в Великом Устюге, в Холмогорах, в Архангельске, на Соловках — это не считая встреченных в пути деревень. «Я делаюсь поэтом — таково влияние блестящего Севера»,— признается он в письмах домой. Они были адресованны Елизавете Григорьевне, но предназначались и друзьям-художникам. С восторгом рассказывает в них Савва Иванович об огромных двухэтажных избах, построенных из судового леса, о том, как прочны они и как все в них просто и чисто, о том, какие «дивные деревянные церкви» на Севере. Огромное впечатление производит народ, «спокойный, благодушный; порода здоровая и красивая... Здесь весь секрет русского искусства,— пишет Мамонтов,— здесь воочию живет и ходит то, что нас так глубоко поражает в «Снегурочке» Васнецова». Обращаясь непосредственно к Коровину, Мамонтов замечает: «Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть, ширь, свет, серьезная радость, которая разлита во всем, прямо поднимает дух». Мамонтов сокрушается: "Какая страшная ошибка, искать французских тонов, когда здесь такая прелесть". И сразу же по приезде в Москву Мамонтов решает послать двух неразлучных друзей — Коровина и Серова по пройденному им пути, по Двине. Он верит, что они вернутся из этой "творческой командировки" полные впечатлений, с массой этюдов северной природы. И пусть эти работы, решает Мамонтов, украсят вокзалы Северной дороги, пусть люди учатся видеть красоту, их окружающую, пусть они именно так, на вокзалах, которые как часть железнодорожного дела были тогда символом технического прогресса, знакомятся с искусством, творчеством, то есть прогрессом истинным — духовным. Да и с другой стороны если посмотреть: почему для того, чтобы увидеть работы лучших русских художников, нужно непременно ехать в Москву или Питер? Савва Иванович твердо верил в успех своего начинания (тем более что Серов уже успел поработать над подобным заказом, сделав для Ярославского вокзала мамонтовской дороги барельеф Георгия Победоносца), и он не ошибся. Художники вернулись из Двинского края с целым собранием полотен с картинами северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке. Он был столь велик, что до вокзалов эти работы так и не дошли: почти все они находятся сейчас в Третьяковской галерее и Русском музее. Мамонтов не искал ни чинов, ни званий, ни наград — подобная амбициозная возня многих других предпринимателей ему была чужда. Он делал дело: учреждал, строил, благотворительствовал. Однако некоторые знаки "монаршей милости" он все-таки имел. В 1896 году, например, получил престижное звание мануфактур-советника. Инициатива награждения исходила от министра финансов С. Ю. Витте, который в представлении "на высочайшее имя" писал, что С. И. Мамонтов на посту председателя правления Московско-Ярославской железной дороги "своею энергией и выдающимися знаниями способствовал упрочению хозяйства этой дороги". Год спустя министр финансов добьется для него ордена Владимира четвертой степени. Общество Московско-Ярославско-Архангельской дороги процветало. Только за 1898 год чистый доход его составил баснословную для того времени сумму — 5,2 миллиона рублей. Именно потому, что был еще и художником. Именно потому, что использовал для реализации своих «железнодорожных целей» свои, сугубо мамонтовские средства. Когда строительства дорог подходило к концу, он думал о том, как обеспечить её нормальную, прибыльную работу. Для этого нужно показать и правительству, и обществу. И деловым людям о России (равно как и их иностранным партнерам) все преимуществ и новой дорогой, и богатства русского Севера. Куда он провел дорогу. В этих целях Мамонтов решает использовать Нижегородскую художественно-промышленную выставку, которая открылась в этом приволжском городе в 1896 году. Мамонтов ставит там Северный павильон по проекту художника Коровина. Там были показаны все богатства Северного края — от мехов до рыбы, вплоть до живого тюленя. Там же в Павильоне были представлены и картины того же Коровина, которые он написал. Путешествуя по северному краю. А пока — о сложившемся в Москве мамонтовском художественном «кружке». |
|
|