Интерактивная книга

От автора  |   Досье  |   Комментарии

Серов
Вадим
Васильевич


 ОГЛАВЛЕНИЕ


Дополнение 2 к приложению 7 к части 1
Почему Россия — нецивилизованная страна

1.
А то, что она нецивилизованная, признают сами массовые русские люди.
Они говорят: вот в «цивилизованных странах» — так, а вот у нас — иначе. То есть Россия — страна нецивилизованная.
Что это значит? Это значит, что она некультурная?

Нет, возразят те же самые люди. Они скажут, что у России есть «великая русская культура». В доказательство они приведут имена Толстого, Достоевского, Чехова и других.
Значит, цивилизованность — это не есть чье-то искусство писать рассказы и романы.
Это — другое.
Что?

2.
А далеко ходить за ответом не надо.
Можно вспомнить, когда в России заговорили о цивилизованности, когда стали различать: они «цивилизованные», мы — такие. Это было во времена «перестройки», когда журналисты-международники стали более свободно, чем прежде, писать о том, что они видят в странах пребывания. И они написали о... пандусах. Тема эта долго не сходил со страниц газет, долго звучала в телерепортажах.

Что такое пандус?
Вообще, это такие полозья, которые помогают инвалидам в своих колясках передвигаться по городу — съезжать в метро, спускаться по лестнице, и т. д. Но так стали называть вообще все устройства, которые помогают инвалидам в их передвижениях — и полозья, и спуски, и прочее.
Почему так «пробила» журналистов эта тема?

Слишком уж велик оказался контраст между тем, что они видели и тем, что они (им) говорили.
Им говорили по «волчьи законы капитализма» там, про «заботу о человек» здесь.
А вышло иное.
Вышло, что там эта забота реально присутствует — есть эти пандусы. А здесь она реально отсутствует. Нет пустяка — каких-то пандусов.
И они заговорили о цивилизованности, о человечном отношении к человеку.
Оказалось, что там, в Европе, этой человечности больше. Тем более, что вскоре подоспели и другие примеры.

То есть, больше чего? Как можно перевести эту человечность?
Это та же самая социальность — умение людей жить вместе, обществом и в обществе, умение заботиться друг о друге.
Это же и есть, следовательно, та самая цивилизованность, о которой все говорят.
Просто слово «социальность» не в ходу и непривычно. Его даже компьютер красненьким, как ошибку, подчеркивает. Что уж говорить о массовом сознании?

А «цивилизованность» — слово знакомое, у всех на слуху. Вот оно у всех и на языке.
Но это всё есть ровно одно и то же.
Цивилизованность=социальность.

Так выходит и «по жизни» (прим. 1), так выходит по книжкам (прим. 2), так выходит и по самой этимологии слова «цивилизованность» (прим. 3).
Всё логично и очевидно.

Соответственно, очевидный вопрос: есть ли в России социальность?
Нет её. То есть, нет цивилизованности.
Соответственно, очевидный ответ: Россия — страна нецивилизованная, потому что она асоциальная. Или нецивилизованная. Что есть, опять же, одно и то же.
То есть, ответ тот же — асоциальность.

*

ПРИМЕЧАНИЯ
Прим. 1.

Русские люди теперь путешествуют много. Многое их удивляет за границей, когда они делятся своим впечатлениями, то они говорят, что там всё устроено «по уму», «для людей», и т. д.
То есть, что их удивляет, если резюмировать их впечатления в одном слове?
Социальность.

Удивляет умение европейцев жить вместе — так, чтобы всем было удобно.
В европейских телефонных будках, как известно, лежат толстые телефонные справочники.
Русского человека удивляет, что никто их не рвет, не пачкает, не уносит с собой.
Как известно этому человеку по кинофильмам, в Англии молочник ставит бутылки с молоком у двери своих клиентов и идет дальше. И его удивляет, что их никто не ворует, не «чикает» ногами и т. д.
В других странах вдоль дороги стоят фруктовые деревья — яблочные или апельсиновые.
Русского человека удивляет, что мальчишки их плоды не рвут, а деревья эти не ломают.
И т. д. и т. п.

Почему так?
Потому что в России понятие Общего не существует — есть либо «моё», либо «твоё», либо «ничье».
Понятие «наше» не существует. То, что в других странах «наше», в России «ничье».

Поэтому для русских городов телефоны-автоматы или лифты стали делать в антивандальном исполнении, чтобы и ломом не сломать.
Поэтому невозможно в русском городе увидеть на неогороженной, «ничьей» яблони яблоки. Мальчишки рвут их еще зелеными зародышами — чтобы других опередить.

Прим. 2.
Хосе Ортега-и-Гассет («Восстание масс»): «…Нормы, этикет, законы писаные и неписаные, право, справедливость! Откуда они, зачем такая усложненность? Все это сфокусировано в слове "цивилизация", корень которого — civis, гражданин, то есть горожанин, — указывает на происхождение смысла. И смысл этого всего — сделать возможным город, сообщество, сосуществование. Поэтому, если вглядеться в перечисленные мной средства цивилизации, суть окажется одна. Все они в итоге предполагают глубокое и сознательное желание каждого считаться с остальными. Цивилизация — это прежде всего воля к сосуществованию. Дичают по мере того, как перестают считаться друг с другом. Одичание — процесс разобщения. И действительно, периоды варварства, все до единого, — это время распада, кишение крохотных сообществ, разъединенных и враждующих».

Прим. 3.
Если посмотреть на происхождение слова «цивилизованность», то мы увидим, что оно означает ту же самую социальность, которая, таким образом, есть то же самое, что и цивилизованность.
Латинский корень слова «цивилизованность» — civilis имеет два равноправных значения. И они неразрывно связаны друг с другом.

1). «Цивилизованный» (civilis) — это «гражданский», «государственный» и т. п.
Всё логично: «государство» (Республика) без граждан, своих живых носителей, — невозможно. Равно как невозможны граждане без Республики. Один смысл прямо вытекает из другого, всё взаимосвязано и двуедино.

2). «Цивилизованный» (civilis) — это и характеристика самого человека, означающая «вежливый», «любезный», «обходительный», то есть, тот, кто умеет обращаться с людьми — умеет жить в обществе и обществом.

Иначе говоря, «цивилизованный человек» — это человек социальный, человек общества и из общества.
Понятно, что это эти люди образуют общество, а общество — государство-республику.
Одно civilis и другое civilis идут вместе, парой. Они невозможны друг без друга, одно есть часть другого.
Всё логично.